После репрессий 2019 года, когда людей сажали за брошенный стаканчик на митинге, стало ясно, что политической и гражданской свободы в стране стало меньше. Тут и удобная эпидемия — административки стали давать даже за одиночные пикеты, ведь нужно сидеть дома, а не распространять вирус. Серию пикетов и вовсе приравняли к массовой акции, которую нужно согласовывать.
Митинг 23 января не стал исключением. Только после его анонсирования силовики пришли с обысками к тем, кто якобы призывал на него. Несмотря на силовое запугивание, люди вышли. Причем в Москве это был один из самых массовых митингов за последние несколько лет. По подсчетам СМИ, на нем собралось более 20 тысяч человек.
По итогам акции правоохранители завели серию уголовных дел. Первыми задерживать стали по ч. 1 ст. 318 (применение насилия к сотруднику силовых структур). Валерий Евсин обвиняется в том, что ударил бойца ОМОНа на Страстном бульваре. Его ещё оштрафовали по административной статье. Там же "удар" росгвардейцу нанес 36-летний Тимур Селихов. Его арестовали до 24 марта. За драку с ОМОНом задержан студент МГУ Саид-Мухаммад Джумаев.
Одним из самых молодых задержанных стал 18-летний TikTok-блогер Константин Лакеев. Он запрыгнул на машину с правительственными номерами и повредил ее. Позже стало известно, что машина принадлежит сотруднику ФСБ. Возле Цветного бульвара протестующие сначала забросали машину снежками, потом несколько молодых людей стали прыгать на машину и бить ее ногами. Представитель ОНК Марина Литвинович встречалась с фигурантом дела. Он рассказал, что его избили во время допроса.
СК возбудил дело на сотрудника ФБК Леонида Волкова. Он стал первым фигурантом уголовного дела по статье о призывах к участию в несанкционированной акции несовершеннолетних (ч. 2 ст. 151.1). Очевидно, что он будет не последним фигурантом по этому делу. Не зря пропагандистские каналы и представители власти делают упор именно на том, что на митинги явились одни школьники.
Одной из самых массовых стала 236-я статья — нарушение санитарно-эпидемиологических правил. В рамках данного уголовного дела 27 января в Москве прошли обыски по 13 адресам. Обыск прошел даже в квартире у Алексея Навального в Марьино, который на данный момент находится в СИЗО "Матросская тишина". В квартире был его брат — Олег Навальный. Поле обыска его задержали и арестовали на 48 часов. Также силовики пришли с обыском к жене Навального — Юлии Навальной. Юлия не открывала дверь ОМОНу, так как ждала приезда адвоката. В итоге силовики выбили дверь. Адвоката пустили только через несколько часов после начала обыска. В рамках этого уголовного дела обыски прошли в офисе ФБК и в студии "Навальный Live".
Кроме того, ОМОН явился к главе "Альянса врачей" Анастасии Васильевой. Пока следователи зачитывали ей протокол и просили предоставить всю технику, она играла им Баха — очень сюрреалистично вышло, как и всё происходящее в России за последнее время. После обыска Васильеву арестовали на 48 часов.
Ещё обыски прошли у помощника муниципального депутата Юлии Галяминой Николая Касьяна, в квартире члена Либертарианской партии Игоря Ефремова, у координатора московского отделения штаба Навального Олега Степанова, у участницы Pussy Riot Марии Алехиной. Последнюю арестовали на 48 часов после того, как её зачем-то привезли на обыск в квартиру к муниципальному депутату Люсе Штейн. Кроме того, на обыск из спецприемников вывезли пресс-секретаря Навального Киру Ярмыш и сотрудника отдела расследований ФБК Георгия Албурова. Силовики явились и к главному редактору "Медиазоны" Сергею Смирнову. У него изъяли жесткий диск.
Также провели обыск у Любови Соболь и задержали ее на 48 часов. Её адвокат Владимир Воронин опубликовал часть протокола допроса. В нем следователь спрашивает у Соболь, знакома ли она с несколькими десятками человек, в том числе и актерами, которые записали видео в поддержку Навального. Соболь воспользовалась 51-й статьей Конституции и не стала отвечать на вопросы.
Столичное МВД отчиталось, что после акции 23 января к административной ответственности привлечены 267 человек. В отношении 173 родителей составлены административные протоколы за участие их детей в "несогласованной" акции.
Тем временем ОВД-Инфо обновило цифру по задержанным. По всей России 23 января было задержано 4002 человека.
Всего, согласно данным МВД, в Москве после митинга завели семь уголовных дел: по ст. 213 (хулиганство), ст. 167 (умышленное повреждение имущества), ч. 3 ст. 212 (призывы к массовым беспорядкам), ч. 1 ст. 267 (приведение в негодность транспортных средств), ч. 2 ст. 151.1 (призывы к участию в несанкционированной акции несовершеннолетних), ч. 1 ст. 318 (применение насилия к сотруднику силовых структур) и ст. 236 (нарушение санитарно-эпидемиологических правил).