В путинские годы гей-активизм в России производит грустное впечатление. Неспособность вписаться в протестную повестку дня, стать частью сопротивления режиму - бросает тень на те скромные успехи, которые у активизма всё-таки есть.
На фоне общего демократического подъёма 2011-2012 годов (Болотной площади), казалось, что ЛГБТ-активисты стали частью антипутинского протеста. Очень важным был выход на улицы в рамках Московского гей-прайда - с требованием свободы собраний. К прорывам того времени можно отнести то, что оппозиция приняла идею прав ЛГБТ - в качестве важной части прав человека в целом.
Сама проблема гей-сообщества в России из "культурной", маргинальной - стала политической.
Радужные флаги появлялись на массовых митингах. И было (как казалось) очевидно, что режим потерял гей-сообщество в качестве базы своей поддержки. Этот разрыв был зафиксирован "законом Мизулиной" о "гей-пропаганде", поскольку в кремле понимали, что гей-активизм стал частью демократического движения.
Пожалуй, на этом можно закончить список побед. А что теперь?
После 2014 года стало понятно, что "меньшинства" - органическая часть путинского "большинства", с теми же комплексами и предрассудками. Вторжение в Украину и оккупация Крыма раскололи то сообщество, которое выходило на улицу в "десятые" годы.
Это был общий кризис протеста, включая "Другую Россию" Лимонова, группы Удальцова и так далее. "Леваки" отправились кланяться империи, в которой мечтали жить. Виток репрессий и патриотическая истерика разбили сложившееся единство. Включая и ЛГБТ.
Дальше случился "дрейф" в разные стороны, атомизация активизма, непростительный возврат части либералов в "путинскую гавань" - и развал отдельных протестных стратегий - вроде Московского гей-прайда.
Сейчас мы наблюдаем пик атомизации. Протестный потенциал гей-сообщества никак не задействован (ряд удачных проектов не меняет общей картины).
Бывшие "вожди" уличных боёв за права ЛГБТ, - вроде Николая Алексеева, - включаются в травлю Навального и давно вписались в рамки пропаганды.
"Навальный - редкостный мудак, - пишет Алексеев в инстаграме. - Это как же нужно ненавидеть свою родину и свой народ... Слава богу, что он уже никогда не сможет вернуться к нам из страны, которую мы победили".
Бывшему борцу за правовое государство невдомёк, что режим с Россией - не синонимы. И что "победили мы" не демократическую Германию, а рейх.
Против вырождения России в нечто похожее как раз и воюет движение Навального, который делает работу, которую должен бы делать активист Алексеев. Но гражданину Швейцарии не до этого. Пылая любовью к "великой" России, он сегодня громко отрицает не только отравление Навального, но и пытки геев в Чечне. (А ведь для кого-то в мире он остаётся "лицом" активизма).
Не удивлюсь, если Алексеев со временем появится в "Раше Тудей", где уже успешно подвизается путинист Красовский.
Но дело не только в этом.
Вот гей-активист Никита Томилов, эмигрировавший в Германию, лайкает пост Алексеева о "мудаке" Навальном, который "гадит России" из-за границы. При этом Никита живёт в той самой Германии, которая спасла не только жизнь Навального, но, возможно, и жизнь самого Томилова. Тем не менее, Никита озабочен "наездом" на Россию из страны, которую "мы победили" (кто это "мы"?).
Или вот правозащитник Игорь Кочетков пишет, что не смотрел видео Навального: "Говорят, что только ленивый не посмотрел расследование об отравлении. Значит, я ленивый. Более того - я лодырь идейный, потому что не собираюсь этого делать".
Пишет, может быть, с иронией ("чего я там не видел?"). Но тем не менее, отчуждение от политической оппозиции в целом и попытка остаться в узких рамках ЛГБТ-проблематики - это давняя установка.
В "школе активизма" вам охотно прочитают лекцию о "традициях Стоунволла" в российском ЛГБТ-движении, но это будет странный "Стоунволл" - без драк с полицией и уличных боёв.. "Стоунволл" различных грантов, школ и конференций. Российский Харви Милк в "лайт"-варианте...
Спасибо "ЛГБТ-Сети" за спасение геев в Чечне, но хорошо бы понимать, что Кадыров - это винтик режима. Пока гей-активизм не объединит усилия с широким демократическим движением, не проявит интереса (хотя бы) к общей политической повестке дня, гос-гомофобию не сдвинуть.
ЛГБТ-правозащита в чистом виде - это тупиковая стратегия.
Нельзя выживать в одиночку, отстраняясь от протестного мейнстрима. Пока ЛГБТ-активизм не станет частью анти-путинского фронта (широкой коалиции), его судьба в России незавидна или маргинальна.
Я искренне надеюсь, что впереди - не просто системный кризис, а период радикализации протестного движения. Слишком много сделано для унижения "меньшинств" (на фоне общей полицейщины).
Современников когда-то удивляло, что в революции "много евреев". Когда-нибудь (надеюсь) историки отметят, что в антипутинском движении "много геев" - и это не случайно.
Режим начинал с того, что "залезал к россиянам в трусы", объясняя, как им жить. Он заканчивает тем, что лезет в трусы к оппозиции - с целью прямого убийства.
Все гайки давно закручены, жёлтые звёзды "иностранных агентов" пришиты на спины НКО, которые заняты профилактикой ВИЧ. Только что "агентом" назван "Феникс Плюс", работавший в этой области. Не сомневаюсь, что это месть за его позицию.
Однако, гранты из кремля получают лизоблюды из фонда Красовского, а не те, кто видит прямую связь проблем профилактики ВИЧ - с политикой режима.
"Школы активизма" разгоняются "спецназом", уголовные дела за "пропаганду" и рисунки - не прекращаются, кино-фестивали срываются.. Государство превратилось в корпорацию убийц.
В этих условиях надо понимать, что любая лояльность режиму - это работа на власть, которая нас убивает. В Чечне или в Томске - не важно.
Реакцией на эту корпорацию убийц должна быть радикализация протестных настроений в гей-сообществе. (Сначала настроений, потом и действий).
На новом витке истории мы должны вписаться в политический протест, как когда-то в "десятые" вписались в демократическое движение. И в те годы у нас получилось. Победа над гомофобией в России возможна лишь в результате полного краха режима.
Вернётся демократия - уйдёт и гомофобия. У ЛГБТ и протестного движения - общие задачи.
Если мы хотим выжить, как сообщество, то другого пути у нас нет.
! Орфография и стилистика автора сохранены