Вечером 1 декабря 1934 года в Смольном безработный член ВКП(б) Леонид Николаев убил первого секретаря Ленинградского обкома ВКП(б) Кирова. После этого Николаев попытался застрелиться, но промахнулся (в Кирова не промахнулся, попал с первого раза). Потерял сознание, придя в себя забился в истерике, после чего был отправлен в психиатрическую больницу № 2. Там через несколько часов вполне оклемался.

На первом же допросе Николаев показал, что убил Кирова из ревности. Его красавица-жена Мильда Драуле работала в аппарате обкома, периодически дежурила по ночам, и её якобы приметил Киров, известный бабник. Версия выглядела логично, но пламенные чекисты всё-таки решили порыть поглубже. И конечно нарыли!

28 и 29 декабря 1934 года в Ленинграде выездная сессия Военной коллегии Верховного суда СССР под председательством Василия Ульриха рассмотрела дело Николаева и ещё 13 (!) подсудимых. Большинство из них не признали себя виновными. Но Ульрих смотрел глубже и решил иначе. В 5 часов 45 минут 29 декабря 1934 года Николаеву и всем остальным осуждённым к смертной казни был оглашён приговор. Уже через час они были расстреляны. А 10 марта 1935 года, предварительно исключив из ВКП(б), расстреляли и красотку Мильду. Также были расстреляны её сестра с мужем. Всего на пяти процессах приговорили к расстрелу 17 человек, к тюремному заключению — 76 человек, к ссылке — 30 человек. Ещё 988 человек, включая бывших оппозиционеров из зиновьевской группы, было выслано. Позже было репрессировано около 12 тысяч "социально чуждых элементов" ? бывших дворян, сенаторов, генералов, интеллигенции.

Дело об убийстве Кирова (кто бы его не совершил) до сих пор засекречено. Самого его не особенно жалко - он легко подписывал приговоры на расстрелы сотен людей, особенно священников. Он сносил церкви и памятники - всё, на что хватило денег и времени. Верный сталинист Киров лично курировал Беломорканал и Соловки, то есть первые коммунистические концлагеря. Но после его убийства из Ленинграда потянулся "Кировский поток" высланных и репрессированных. А потом и не только из Ленинграда.

Собственно, убийство Кирова стало стартом Большого террора. Уже через несколько часов после убийства было официально объявлено, что он стал жертвой врагов СССР, а Президиум ЦИК СССР в ту же ночь принял постановление "О внесении изменений в действующие уголовно-процессуальные кодексы союзных республик": "Следственным властям — вести дела обвиняемых в подготовке или совершении террористических актов ускоренным порядком. Судебным органам — не задерживать исполнение приговоров…"

Единственный плюс всей этой истории в том, что она косвенно поспособствовала сохранению исторического центра Петербурга. Дело в том, что именно при Кирове началось активное строительство социалистического Ленинграда. По счастью денег было меньше, чем в Москве, поэтому перестраивать Северную столицу начали с окраин.

Так что спасибо честному коммунисту Николаеву.

Juli Smi

Facebook

! Орфография и стилистика автора сохранены