Российский "трампистский" дискурс существенно изменился.

В 2016 году симпатизанты Дональда Трампа в России исходили из трех основных аргументов.

Первый – Трамп сможет изменить американский внешнеполитический курс, сделает его изоляционистским и договорится с Россией о новой Ялте. Откажется от поддержки Украины и свернет активность в рамках НАТО. Реальность оказалась иной – американские санкции при Трампе расширились, Украина получила летальное оружие, в НАТО (несмотря на скепсис Трампа в отношении этой организации) приняли Черногорию и Северную Македонию. Поэтому сейчас этот аргумент оставался актуальным только для самых твердых российских симпатизантов Трампа, надеявшихся, что он на втором сроке сможет разогнать нелояльные элиты и задружиться с Москвой. Но таких осталось очень мало – все же первый трамповский срок показал силу государственных институтов.

Второй аргумент – возможное взаимопонимание в идеологической сфере (против однополых браков, за религиозную мораль). Но инструментализировать это не удавалось, да и в сфере религии Трамп прагматик – с ним нельзя было попытаться выстроить отношения на почве общей христианской идентичности, как с Джорджем Бушем-младшим. Поэтому "идеологов" сейчас тоже не очень много.

Оставался третий аргумент, который стал главным – "чем хуже, тем лучше". Что избрание Трампа приведет к внутренней смуте в США. Что радикальные сторонники демократов с удвоенной энергией бросятся рушить памятники, а силовики будут их разгонять. Что в стране усилится внутренний раскол, будут бушевать местные майданы. И Америке в этой ситуации будет не до Украины и вообще не до проведения осмысленной внешней политики. И тогда можно будет предложить ей желанную "Ялту", чтобы снять с нее обременение, с которым она не справилась.

Отсюда и надежды в ночь со вторника на среду, когда Мичиган и Висконсин были закрашены на электоральных картах красным "республиканским" цветом – и разочарования в среду, когда с подсчетом "почтовых" голосов они стали синеть.

Алексей Макаркин

t.me

! Орфография и стилистика автора сохранены