Записали урок про Петра Первого и его сына. Про то, как Петр выманил сына из-за границы, где тот пытался укрыться от отцовского гнева, приказал его судить, пытать, а потом казнить…
О том, что Иван Грозный убил своего сына, благодаря Репину знают все. Говорят, правда, что какая-то студентка московского университета, сдавая зачет по истории искусства, описывала картину "Иван Грозный утешает своего сына" и объясняла, что на картине же сын истекает кровью, а отец его обнял и утешает. Увы, так по-доброму на эту историю, кроме той девушки, вряд ли кто-то смотрит.
Но вот только Грозный, каким был он ни был злодеем, кровопийцей и садистом, сына судя по всему убил нечаянно — в запале спора и скандала. Потом оплакивал его, пытался замолить грехи. Петр Первый обошелся с Алексеем Петровичем вполне продуманно — отправил хитрых и циничных людей искать сына в Европе, дождался, пока они его нашли, запутали в сети интриг и лживых обещаний, вынудили вернуться, обещав отцовское прощение. А потом, уже в России, все повернулось так, что прощение, оказывается, ему полагалось не за все, а только за то, в чем он признался и раскаялся. А за то, о чем на него донесли, — нет.
Царевич Алексей, похоже, не был примером героизма и мужества — он жалко выворачивался, утопил своими показаниями людей, которые до этого пытались ему помочь, но, впрочем, какая разница? Его приговорили к смерти, и как он точно умер — неизвестно, не то просто не вынес пыток, не то любящий папаша приказал его прикончить — не для того, чтобы сократить его мучения, а просто, чтобы не позориться перед народом, выводя царского сына на эшафот. А через несколько дней был праздник — день святых Петра и Павла — и Петр радостно отмечал свои именины. Мы можем, конечно, предположить, что в глубине души он ужасно страдал… Доказательств тому, правда, нет.
И знаете, мне очень не нравится эта история. Никакая история, в которой отец убивает сына, не может понравиться, это ясно. А еще больше мне не нравится, как мало мы о ней думаем, какой маргинальной она оказывается в истории правления великого царя-реформатора. Ну что делать — ради интересов государства сыном поступился, потому что тот был недостоин наследовать престол и развалил бы все реформы… Какой-то получается Павлик Морозов, вывернутый наизнанку.
! Орфография и стилистика автора сохранены