Рассвет на Немцовом мосту. Вдалеке показывается пьяный. Он идёт поперёк пешеходной части моста странным образом, не падая. Пьяный на мемориале — это непредсказуемость, это вероятная повышенная опасность. Мы с Иваном напряжённо смотрим на пьяного. Он доходит до мемориала и останавливается. Склоняется к цветам. Я напряглась и вижу, что Ваня тоже. Но особо виду стараемся не подавать. И вдруг абсолютно пьяный мужчина начинает гладить цветы, потом с трудом подходит к портрету и начинает гладить его.
Он оборачивается к нам и начинает говорить, что уважает Немцова, что его гибель — это потеря для России. Мы с Иваном с удивлением слушаем.
Вот такой пьяный.
Через час примерно. Я на несколько минут осталась одна. Подъезжает большая чёрная машина. Опускается стекло и понеслось... Мужчина, с сильным армянским акцентом начинает ругать и нас всех, и, в первую очередь, Немцова. А я думаю: "Хорошо, что Вани нет. Я-то стерплю". По-видимому, ему и в голову не может прийти, чтобы армянка дежурила на мемориале.
Два таких случая.
А в остальном, в остальном был позитив.
Люди останавливались. Люди заговаривали. Люди приезжают в Москву и специально приходят на Мемориал Бориса Немцова.
Девушка и молодой мужчина. Она из Чебоксар. Пришли. Постояли:
— Можно сфотографировать?
— А с вами можно сфотографироваться?
Парни и девушка на велосипедах проносятся мимо. И вдруг как будто бы стена перед ними. Остановились. Читают.
Парень и девушка. Она несёт три гвоздики. Читают. О чём-то говорят между собой. Делят цветы на две части, каждый оставляет частичку букета на мемориале.
В предрассветных лучах по той стороне моста проплывает девушка на лошади — всадница. А потом двое парней с гитарой. Они идут и поют на ходу что-то позитивное.
Парень и девушка стоят около портрета Вани:
— Ты смотри, волонтёр. Погиб...
И так всю ночь. Всю ночь кто-то останавливается и заговаривает. Кто-то проезжает мимо. И сколько таких людей за 5 лет существования мемориала. Людей, которые прошли мимо. Людей, которые прочитали, которые начали думать. Людей, с которыми мы разговаривали несколько минут или несколько часов. Их много.
Люди идут и идут. И так продолжается долгих 5 лет...
16.08.2020,
Карина Старостина