Никогда не скрывал и не собираюсь, что работал в "Открытой России", где прежде всего занимался проектом "Школы социального менеджмента и гражданских инициатив". В результате ареста всех счетов, с которых шло финансирование проекта, придуманного целым рядом сподвижников и сотрудников, работавших под руководством Михаила Ходорковского, и реализовывающегося несколько лет в летнем лагере под известным курортом Друскининкай в вернувшей себе независимость Литве, Школа, к огромному сожалению всех, кто был знаком с ней и прошёл через неё, должна была прекратить своё существование.
Однако мне вместе со своими польскими, а потом и латышскими друзьями удалось ещё почти десятилетие продолжать этот проект. За это время в Польше и в Латвии побывали представители 53 российских регионов. Участники знакомились с устройством государств и гражданского общества, социальными и культурно-образовательными институтами постсоветских стран, возвративших себе независимость и уважение, с избирательной системой и историей, в которой всегда есть и светлые страницы, и тёмные пятна. Конечно, наши возможности были значительно скромнее возможностей "Открытой России". Но, увы, "Открытой России" больше не существовало. Однако ещё почти тысяча россиян смогла пройти через её уроки жизни, в то время когда на смену Школе в России пришли молодёжные лагеря на Селигере, движение "Наши" и прочие подвластные администрации структуры.
Однако повторюсь — за 9 лет, в течение которых удавалось продлевать жизнь проекта Школы, через неё прошли более тысячи молодых людей. Они представляли различные социальные слои, различные национальности огромной страны, придерживались различных, но демократических политических взглядов. Таким образом, была продолжена традиция содействия гражданам иметь возможность узнать реальную, а не фальсифицированную историю. Сравнить развитие своей страны с развитием близких в географическом и историческом плане соседей. Понять, почему в одних странах, переживших "прелести" советского тоталитарного подчинения, жизнь людей изменилась, а в других, и в том числе в самой большой, лишь слегка поменялись элиты. Да, приходится констатировать, что по большому счету, если, конечно, не считать естественный технический прогресс, тут всё осталось по-прежнему. То, что некоторые сменили "Москвичи" и "Жигули" на "Бентли", "Майбахи", — страны не изменило.
Судьбы ребят складываются по-разному, но связь со многими поддерживается. Время от времени они делятся своими проблемами и победами. Кто-то дорос даже до администрации Президента РФ, кто-то пробился в депутаты различных уровней, кто-то является заметным функционером той или иной всё ещё существующей в России партии. Есть журналисты, врачи, режиссёры и артисты, инженеры и педагоги, есть чиновники и скромные служащие, работающие в различных структурах местных подразделений региональных властей. Есть и те, кто выбрал для себя в силу тех или иных жизненных обстоятельств быть счастливым в Свободном мире. Однако статья не об этом.
Один из тех, кто прошел Школу, прислал письмо, которое, уверен, будет полезно прочитать всем — и тем, кто всё понимает, и тем, у кого всё ещё сохранились какие-то иллюзии.
Вот оно:
"Простите, что отвлекаю Ваше внимание от более важных дел, но уверен, Вам это интересно и полезно будет узнать. Помните, при последней встрече я рассказывал Вам, что работаю в муниципальном подразделении коммунального хозяйства нашего многомиллионного города. В пятницу меня вместе с другими коллегами, имеющими постоянную регистрацию в нашем городе, пригласил к себе руководитель подразделения. В приказном порядке от нас потребовали срочно зарегистрироваться на электронное голосование по поправкам в Конституцию на портале mos.ru. Нам было разъяснено, что в результате регистрации будет сформировано письмо на трех листах. От нас требовалось распечатать третий лист, который содержит коды для голосования, и предоставить их руководству. Наш "дружный" коллектив разошелся по кабинетам безропотно исполнять приказ. После того как были сданы коды, всем было дано указание предоставить персональные данные (ФИО, телефон) трех друзей или родственников, которые также должны зарегистрироваться на электронное голосование. И этот приказ большинством был исполнен. Дальше — больше. Руководство потребовало предоставить коды для голосования друзей и родственников. И это еще не все. У нас примерно 50% работающих либо из области, либо приехавшие из разных уголков нашей бескрайней страны на заработки. Работников, не имеющих постоянной регистрации, обязали прикрепиться к избирательному участку, который находится рядом с нашим подразделением. Если к этому прибавить, что мы должны обеспечить ещё и транспортную поддержку устроителям беспроигрышных лотерей, которые бизнесмены обязаны обеспечить призами, то вынужден признать, такой активности ещё никогда не предпринималось ни на одних выборах, свидетелем которых мне приходилось быть. Написал это письмо, видя регулярно на телеэкране вашу по-прежнему не равнодушную позицию и помня о том, что мы видели во время Школ на выборах в странах Европейского Союза. Такое же письмо отправляю в адрес нашего депутата, с которым вы регулярно бываете на экране. Не думаю, что он что-то сможет или захочет исправить, но, возможно, ему, как и Вам, будет полезно или интересно узнать, что происходит".
Вот такое письмо, положить которое в ящик стола не поднялась рука. Разумеется, имя автора и регион, из которого оно пришло, я разглашать не собираюсь. Уверен, это не принципиально. Так или почти так происходит везде. Можно ли пройти мимо? Возможно ли, если есть хоть немного гражданского мужества и ответственности перед будущим потомков?
10 июня вдогонку к письму "ударили" два заявления в СМИ, имеющих очень высокие полномочия дам. А. Попова — главный санитарный врач РФ, заявила: "...За время активных мер по противодействию пандемии (более двух месяцев!) было проверено на коронавирус 650 тысяч человек!" Э. Памфилова — председатель Центральной избирательной комиссии РФ — заявила, что всего за три дня на процедуру электронного голосования по реформе действующей Конституции России зарегистрировалось тоже 650 тысяч граждан! Наглядно получается, что страх смерти, связанный с пандемией, поразившей весь мир, не столь важен для россиян, как страх или привитое поколениям послушание перед властью, которой всё позволено. В том числе и обнуление.
Уверен, специалистам, наблюдателям стоит обратить особое внимание на совпадение цифр и несовпадение сроков. А если повезет, то попробовать проанализировать, сколько людей, работающих на одних и тех же предприятиях, особенно бюджетной сферы, "неожиданно" будут голосовать на одном и том же участке, а не по месту жительства. Думаю, судя по тексту письма, результат будет неожиданным и показательным. Возможно, приведённое выше письмо поможет кому-то понять, что происходит в стране в режиме "свободного волеизъявления".
Короче, каждый сам решает, как ему действовать 1 июля. Как жить. Мне хочется напомнить всем старую истину: то, что не решаются сделать отцы — приходится делать внукам! Должны ли мы оставлять после нашего поколения такое наследство? Вот главный вопрос, на который предстоит ответить 1 июля 2020 года. Мне кажется, что дров, тем более от которых щепки летели, в нашей стране нарублено и наломано с избытком. Давно пора с этим кончать и начать расчищать нашу жизнь!
P. S. На этом фоне практически все российские СМИ единым строем посвящают максимум комментариев беспрецедентным событиям, происходящим в США. Учитывая то, что там осенью выборы, обсуждать чужие проблемы по советской привычке куда удобней и приятней, чем говорить о происходящем у себя под носом. Такая политика и пропаганда не нова. Позволю в этой связи сказать пару слов.
Нынешний 45-й Президент США далеко не идеален, совсем не вписывается в устоявшиеся рамки поведения политика. Однако его лозунг: "Keep America Great" (Вернём величие Америке) оказался понятным и привлекательным для примерно половины американского общества. Подумаешь — политический, предвыборный лозунг! Но, будучи избранным, он стал его придерживаться! Международный, внешний аспект политики стал абсолютно подчинён внутренним обстоятельствам. ВВП неукоснительно рос, безработица сокращалась. Противопоставить этому противникам было нечего, да и некого. Коррумпированное, продолжительное правление клана Клинтонов, больше заботившихся о своём престиже и богатстве, чем о стране, привело к фиаско. Внутри их рядов, в их собственном "демократическом" доме развились социалистические, порой даже советские настроения от Б. Сандерса до многочисленных молодых "леваков", воспринявших лекции "красной профессуры", но лишённых "счастья" испытать на своей шкуре всю тяжесть жизни при "красной заразе ХХ века" и очень долгой, тяжёлой и кровопролитной борьбы с нею.
Пандемия оказалась для всех трудным и неожиданным испытанием. Это касается не только медицины. Во многом в любой стране это самым прямым образом отразилось на экономике, причём, конечно, прежде всего на наименее защищённых, не имеющих "подушки безопасности" людях. Раздувать на этом фоне люмпенские, левацкие настроения достаточно просто. Для противников Трампа это показалось последней "соломинкой" в политической борьбе за власть. То, что от соломинки разгорится большой пожар, их не интересовало. Для них действует формула: "Без власти счастья нет".
Найти ту искру, которую можно будет раздуть в огромной стране с тем или иным, но реально существующим гражданским обществом, было нетрудно. Ситуация расовой розни, по американской традиции, всегда лежит на поверхности, как и во многих других странах с мультирасовым населением. Расовая мимикрия значительно сложней национальной. Соответственно, её легче провоцировать и она сплачивает под свои знамена большие людские массы. Разумеется, история взаимоотношений рас, как и вообще людей, далека от идеала всеобщей любви и равенства. За эпохи существования человечества крови и слёз было пролито значительно больше, чем воды в Мировом океане. Однако, пытаясь кого-то поставить на колени и заставить целовать чужие ботинки, решить проблемы нынешние, и тем более исторического прошлого, таким образом нельзя. История СССР доказала это лучшим образом. Кто был ничем, тот стал всем — а тех, кто был всем, обратил в прах или превратил в ничто. Однако рабовладение, крепостничество остались на месте, более того, новые лица, не имеющие вековой культуры и воспитания, только сильней хватаются всеми конечностями за власть как единственного гаранта своего неожиданного благополучия. Тех, кто оказался внизу, или тех, кто там остался, они презирают и не берут ни в какие расчёты ещё больше своих предшественников. Да, лица хозяев дворцов, усадеб, многомиллионных состояний изменились, они стали более серыми, безликими, но по старой традиции остаются "страшно далеки от народа". Более того, они категорически не хотят, физически боятся потерять власть, так как их генетическая память — "слаще репы и морковки ничего не ел" — остаётся незыблемой, вырядившись в злато, они остаются нищими. Они не прошли культурный отбор. Для этого необходимы многие поколения и века. Это сложнее, чем вырастить "английский газон".
Уверен, западное общество и прежде всего США имеет достаточный иммунитет против социальной пандемии. Оно имеет широкий средний класс — главную составляющую государства. В Российской империи в XIX веке он только начинал формироваться, поэтому защитить страну не смог.
В любом случае выборы в США, ряде других стран пройдут. Закон есть закон, и он одинаково нужен и тем, кто у власти, и тем, кто занимается своим личным делом. Проблема России в том, что закон, в том числе и Конституция страны, всё ещё не является абсолютно необходимым незыблемым фундаментом страны. Именно поэтому так легко проходит постоянный процесс её слома, переписывания. Прорвавшиеся к власти используют конституцию как подстилку для удовлетворения своих желаний. Крепко стоять здание государства на такой основе не может. Когда это поймёт элита, а не псевдоэлита, когда это поймёт общество, что-то изменится. А до тех пор мы обречены вставать на колени и целовать ботинок или любое другое место, подставленное нам. От перемены мест слагаемых мало что изменится, если у прорвавшихся к власти остаётся потребность в целовании их ботинок.
Вот такие параллели на фоне безудержной и, пожалуй, действительно беспрецедентной подготовки к "референдуму" в России.