В качестве эпиграфа:
"Было это зимой 1969 года. Выглядел я уже старше своего возраста, да и к самостоятельности уже приходилось привыкать. Сейчас не помню, зачем нужно было срочно оказаться на Мосфильме, но, имея в кармане 1 рубль, я решительно поднял руку и поймал такси. Водитель был пожилой, явно прошедший войну. Таксисты — люди разговорчивые. Неверящим советую посмотреть фильм "Зелёный огонёк" режиссера Виллена Азарова — 1964 г. Слово за слово, и вдруг таксист сказал фразу, которая на всю жизнь врезалась мне в память: "Что же вы там, в кино, творите? Показываете фрицев идиотами и дураками, а они практически за четыре месяца прошли тот путь, что мы потом четыре года обратно шли! Какие же мы, если они в ваших фильмах такие?" Ответить было нечего, да и к кино я имел в то время отношение только в качестве зрителя. Не считать же одну кинопробу и часовую беседу о выборе жизненного пути в их квартире на Полянке с выдающимися Григорием Рошалем и Верой Строевой за причастность к миру кино. Фильмы сериала "Освобождение" только заканчивались, "Семнадцать мгновений весны" только задумывались. В фильмах о войне врагов либо практически не было, либо их персонажи были намеренно шаржированы. Чем дальше отдалялась война, тем больше власть переписывала её историю по своему удобству. Войну, действительно, очень сложно отделить в отечественной истории СССР от имени Сталина и всех других персонажей его ближнего и дальнего круга, но развенчивать их деятельность, приведшую к войне, разбирать просчёты, ошибки, порой и просто преступные действия по отношению к разным другим странам и народам было не в интересах советской пропаганды. Поэтому их просто вырезали из фильмов, переписывали слова песен, в том числе и гимна. На этом отлично набил себе руку, да и карман, отец "бесогона". Армия послушных фальсификаторов росла не по дням, а по часам. Правда о войне покрывалась жирным слоем глазури. В финале коммунистического застоя черта была подведена следующим популярным анекдотом: "Война от нас всё дальше, а ветеранов и участников становится всё больше!". Боевые ордена и медали всё больше разбавлялись дождём юбилейных медалей, вручением в том числе и звания Герой Советского Союза партийным и советским функционерам. Всё новые и новые категории льготников приравнивались к участникам Второй мировой войны. Предлагаемая Вашему вниманию статья — попытка с позиции кино проанализировать эти тенденции, которые привели ко многим сегодняшним процессам в Российской Федерации".
Все, кто родился и вырос в СССР, да и те, кто живёт сейчас в РФ, знает и помнит — в первые майские дни кино- и телеэкраны страны массово заполняют фильмы о Второй мировой войне. Это естественно, так как нет другой темы в истории советской, российской кинематографии, которой посвящено столько фильмов, и документальных, и художественных. Учитывая, что кино является важнейшим из искусств, о чём неоднократно говорило множество политических деятелей ХХ века от Ленина до Ким Ир Сена, предлагаю читателю взглянуть на историю войны через призму советского и российского кино. Не пугайтесь, все вспоминать не будем, только лучшие и важнейшие фильмы. Действительно правдиво свидетельствующие о времени, о целях, которые ставились главным продюсером — Советским государством — перед кинематографистами и перед зрителями этих фильмов. О том, что большинство из их создателей были отмечены Сталинскими премиями, орденами и почётными званиями, думаю, упоминать не обязательно, это само собой разумеется. О важнейших западных премиях упомяну, не из западнопоклонничества, а просто из огромного уважения, которое существует в мире кино к этим статуэткам.
Напомню: Вторая мировая война началась 1 сентября 1939 года и закончилась 2 сентября 1945 года.
Пойдем по годам:
1939 год
"Трактористы" — режиссер Иван Пырьев, со знаменитой песней "Марш советских танкистов" — композиторы Дмитрий Покрасс и Даниил Покрасс, стихи Бориса Ласкина. Слова "Когда нас в бой пошлёт товарищ Сталин!", думаю, в комментариях не нуждаются. Как говорится — тут не прибавить, не убавить, всё сказано. Напомню — на дворе 1939 год!
17.09.1939
СССР вероломно вторгается в соответствии со своими обязательствами по приложениям Пакта Молотова — Риббентропа на территорию Польши. В результате агрессивных действий к СССР были насильно присоединены 196 000 кв. км, равных 50,4% всей территории довоенной Польши! Отдельно необходимо напомнить. Так как командование Войска Польского отдало приказ не оказывать сопротивления Красной Армии, что в большинстве случаев было беспрекословно выполнено, "освободительный поход" разогнался и отхватил ещё больший кусок польской территории. Только в результате решительного протеста из Берлина СССР вынужден был отойти назад. Торжественный парад в Бресте (Deutsch-sowjetische Siegesparade in Brest-Litowsk) 22 сентября 1939 года, который принимали комбриг Кривошеин и генерал Гудериан, знаменовал окончание "братского" раздела Польши.
Присоединение Бессарабии и Северной Буковины к СССР планировалось в ходе военного вторжения на территорию Румынии. Планировались Бессарабский и Прутский "освободительные" походы 1940 года, которые должны были проложить СССР путь к захвату нефтяных районов Румынии. Это сильно озадачило руководство Третьего Рейха, так как в ходе переговоров и подписания документов в Кремле по Пакту Молотова — Риббентропа об этих районах никаких договорённостей и даже переговоров не было. Из Берлина в Москву был послан решительный протест. В результате Советская сторона выдвинула Румынии ультиматум, а в приграничной зоне уже шли провокационные бои, в которых гибли румынские пограничники. В этой ситуации за несколько часов до истечения ультиматума, сознавая опыт трагической судьбы Польши, король Румынии Кароль II, спасая жизнь своего населения, вынужден был принять безжалостные условия советской стороны и передал СССР следующие территории: Северную Буковину 6262 кв. км, Бессарабию площадью в 44 500 кв. км. Всего СССР присоединил к себе 50 762 кв. км территории Румынии.
Присоединение трёх независимых Балтийских государств произошло также путём ультиматума и введения ограниченного контингента Красной армии на территорию стран в соответствии с протоколами к Пакту Молотова — Риббентропа от 23.08.39 г. и договора о границе между Третьим Рейхом и СССР от 28.09.39 г. В результате так называемых "свободных" выборов, проводившихся с активным вмешательством силовых органов СССР, на практически безальтернативной основе просоветско настроенные, попавшие под агитацию и пропаганду СССР депутаты по указке из Кремля попросили включить Латвию, Эстонию и большую части Литвы в состав СССР. Таким образом, в соответствии с действиями согласно протоколов к Пакту Молотова — Риббентропа СССР присоединил к себе 65 791,4 кв. км территории Латвии, 45 200 кв. км территории Эстонии и 52 852 кв. км территории Литвы, что составило почти 96% современной территории Литовской Республики. Третий Рейх довольствовался исключительно Клайпедским районом (Memel Region). Вот так по-братски разделили территорию Государств Балтии коммунистический и национал-социалистический партнёры. В регионе Балтийского моря СССР присоединил к себе всего порядка 163 843 кв. километров!
В результате Советско-Финской войны с 30 ноября 1939 года по 13 марта 1940 года СССР присоединил к себе около 23 000 кв. км с городами Выборг, Кякисалми, Койвисто, Сартовала, полуостровом Ханко, Карельским перешейком, Северным Приладожьем, округом Сала, частью полуострова Рыбачий и Сайменским каналом.
К сожалению, про те "героические" завоевания Красной Армии в те годы художественных фильмов не снималось. Частично представление о той советско-финской войне у бывших граждан СССР, граждан России могло создаться только в 2002 году с выходом фильма "Кукушка" режиссера Александра Рогожкина, но и там возможности рассказать правду о событиях зимы 1939–1940 у авторов, видимо, не было. Они, насколько возможно, рассказали про войну на советско-финском фронте на фоне частной истории зимы 1944 года. Однако хоть частичное представление о противостоянии, героизме и трагизме захваченных войной народов и людей по этому фильму составить можно.
Готов дополнить его цифрами потерь: Финляндия с учетом добровольцев, защищавших её, из ряда стран Европы потеряла убитыми 19 576 человек и 3263 пропавшими без вести, плюс 33 шведа, плюс 2 датчанина и плюс 1 итальянец. Кроме этого, от налётов советской авиации и бомбёжки городов и населенных пунктов Финляндии погибло ещё 956 человек. Было уничтожено 256 каменных и около 1800 деревянных зданий. Советская сторона потеряла убитыми 126 875 и пропавшими без вести ещё 39 369 граждан СССР.
К началу 1939 г. территория Советского Союза составляла 21 млн. кв. км. К началу 1941 г. в результате "мудрой и миролюбивой" политики СССР, к чему честно призывали тексты песен и советские фильмы, территория СССР увеличилась до 22,1 млн кв. км. Сущий пустяк в масштабе мировой революции и Имперских притязаний, правда, это всё были не безлюдные пустыни и там жили люди, но стоит ли вспоминать о таких мелочах, как и о тех жертвах, которые, естественно, несли наступающие советские армии.
Массовые репрессии, направленные против социальных, религиозных, классовых и национальных групп населения, оказавшегося в заложниках после силового присоединения территорий Польши, Румынии, Латвии, Литвы, Эстонии, Финляндии к СССР, продолжались с момента присоединения вплоть до 22.06.1941 года.
Безусловно, художественные фильмы, снятые в Польше, Румынии, Латвии, Литве, Эстонии и Финляндии, часто с помощью и при участии кинематографистов из других стран, о тех трагических событиях, остающихся незаживающей пока раной в памяти народов, существуют, но моя статья о советском и российском кино, поэтому пойдём дальше.
1940 год
"Тимур и его команда" — режиссер Александр Разумный, с не менее знаменитой песней "Возьмём винтовки новые" с замечательным куплетом: "И если двинет армии Страна моя, мы будем санитарами во всех боях..." — стихи Владимира Маяковского, музыка Льва Шварца. Если в 1939 году поют взрослые люди, то тут по сюжету песню поют дети, возглавляемые бравым советским офицером.
Пропаганда военизированного образа жизни и готовности к Великой Войне проникает даже в детские сады, становится повсеместной, и этот фильм доказывает это лучшим образом. Напомню — нас уверяют, что СССР жил мирной жизнью. Действительно, художественный кинематограф на завоевания практически не откликнулся, что говорит о целях советской пропагандистской системы. Хотя, возможно, просто не хватило времени воспеть эти "выдающиеся" подвиги политиков и военных, ещё годик-другой — и вполне мог появиться фильм о ратной дружбе двух "непримиримых" друзей. Почему можно такое предположить? Да потому, что ответ на это дал следующий год.
1941 год
"Мечта" — режиссер Михаил Ромм. Фильм выдающегося кинорежиссёра с созвездием прекрасных актёров про "чудовищную" жизнь в Польше до 1939 года готовился к премьере в 1941 году, но зритель увидел его только в сентябре 1943 года. К тому времени актуальность финала, в котором есть многозначительные слова одного из героев про Советы: "Теперь они пришли сюда!" — была уже не столь актуальна. До границ Польши ещё нужно было воевать почти целый год... Зато почти сразу после премьеры фильма в Катыни начала свою работу по сокрытию и фальсификации истории комиссия НКВД под руководством доктора Бурденко. В апреле СССР разорвал дипломатические отношения с Правительством Польши в изгнании в Лондоне — договор Сикорского — Майского, так как были обнародованы в мире и в том числе в оккупированной Польше документы международной комиссии Красного Креста о Катынском преступлении. СССР очень обиделся за то, что правда о преступлении вышла на свободу. Гнев к известной истине, что "рано или поздно каждое преступление становится известным" — до сих пор одних заставляет крутиться в гробах, а других на российских телеэкранах. Дольше лежать фильму на полке было незачем.
Вся эта воинственная пропаганда закончилась 22.06.1941 года. Дружба между Третьим Рейхом и СССР закончилась. Оказавшись лицом к лицу и не имея возможности ещё кого-то облагодетельствовать своими смертельными объятиями, они начали непримиримую борьбу между собой.
1942 год
"Разгром немецких войск под Москвой" — режиссёры Леонид Варламов и Илья Копалин. Фильм снимался 15 фронтовыми кинооператорами по прямому указанию Сталина. Стал первым советским фильмом, получившим самую престижную в мире кинонаграду — премию "Оскар". Решение было принято Американской киноакадемией в 1943 году в категории "Лучший документальный фильм".
"Парень из нашего города" — режиссёры Александр Столпер и Борис Иванов. Знаменитый фильм, снятый по сценарию Константина Симонова. Лирическая, героическая, трогательная история любви и верности, разворачивающаяся на фоне трагических событий Второй мировой войны. Пожалуй, это был первый значимый советский художественный фильм, в котором враг в лице нациста был назван "фашистом" и его образ сильно напоминал карикатурный образ пропагандистских плакатов Кукрыниксов и выпусков юмористических киносборников, направленных на поднятие духа воюющих в тяжелейших условиях солдат и офицеров. Тяжёлая правда войны начинает перемешиваться с пропагандой и фальсификацией.
1943 год
"Радуга" — режиссер Марк Донской. Картина была отмечена Главным призом ассоциации кинокритиков США и Высшей премией газеты Daily News "За лучший иностранный фильм в американском прокате 1944 года", а также призом Национального совета кинообозревателей США. Героический образ советской женщины-матери и противопоставленный ей, уже доведённый до полной фантасмагории образ ненавистного врага.
"Два бойца" — режиссер Леонид Луков. Пожалуй, это был первый фильм, в котором враг был виртуален. Тени на заднем плане, взрывы, сирены. Главным были те человеческие, лучшие качества человека, которые обнажала война, как, впрочем, и противоположные худшие, которые в мирное время были порой незаметны. Ставшая легендой в исполнении Марка Бернеса песня "Тёмная ночь" была не о подвиге, не о победе одной идеологии над другой, она была о любви, о боли разлуки, о возможной каждую секунду близости смерти на войне и о надежде выжить.
В этом же году появились ещё два знаменитых фильма.
"Она защищает Родину" — режиссер Фридрих Эрмлер — по праву может стоять в одном ряду с "Радугой". Объяснение этому одно — в период войны пропаганда часто старается лишить противника даже малейших человеческих качеств, кроме пары рук и ног. Кстати, часть кинопродукции Третьего Рейха следовало точно такому же принципу.
"Жди меня" — режиссеры Александр Столпер и Борис Иванов — ещё один фильм, снятый по сценарию Константина Симонова, построенный на важнейших чувствах любви и верности. Врагов в этом фильме как таковых тоже нет. Зато есть искусство и культура, порой творящие настоящие чудеса, даруя людям дополнительные силы в самых тяжёлых ситуациях. Песня на стихотворение "Жди меня" наравне с "Лили Марлен" и другими трогательными и проникнутыми печалью, любовью и надеждой песнями были очень нужны и важны людям на войне. В ситуации отсутствия человеческого на войне людям бывают жизненно необходимы обычные человеческие эмоции. Именно поэтому, в отличие от сиюминутных агиток, эти фильмы остаются живыми и трогающими людей, очень далёких от времени войны.
1944 год
"Зоя" — режиссёр Лео Арнштам. Пожалуй, первая попытка создать силами кино из реальной истории пропагандистский символ войны. Именно с этих пор различные военно-истерические общества будут активно заниматься этим, нисколько не смущаясь отхождением от реальности событий и тем более большими заработками, отпускаемыми государством на подобные пропагандистские программы.
"Дни и ночи" — режиссёр Александр Столпер — ещё один фильм, снятый по сценарию Константина Симонова. Первый советский художественный фильм, рассказывающий про эпизод Сталинградской битвы.
"В 6 часов вечера после войны" — режиссер Иван Пырьев. Тяжёлая война длится уже несколько лет. Человек неминуемо устаёт от преследующего на каждом шагу горя. Лирическая комедия, в которой бои остаются за кадром и в основном присутствуют песней "Марш артиллеристов" композитора Т.Хренникова на слова В.Гусева с известным припевом: "...Артиллеристы, Сталин дал приказ...". Тема единения тыла и фронта дарила людям веру в скорое окончание тягот войны и счастье победы любви над смертью.
1945 год
"Небесный тихоход" — режиссёр Семён Тимошенко. Комедийный фильм про войну, и в то же время опять война остаётся где-то за кадром. Война — скорее героическая декорация, на фоне которой проверяются дружба и любовь. Первый фильм, в котором была показана женская эскадрилья "ночных ведьм" и равная, а не вспомогательная роль женщины на войне.
"Непокорённые" — режиссер Марк Донской. Первый фильм, в котором частично была правдиво затронута тема трагедии "холокоста".
Война закончилась, теперь можно и нужно было перейти к осмыслению всего того, что случилось. Именно это и начало происходить в советской послевоенной кинематографии. Говоря аллегорическим языком — рыцарь "кино" оказался у камня с надписями, за которым открывалось несколько дорог. У рыцаря обычно было всего три дороги, но кино всемогущее и его возможности значительно многообразнее.
Были фильмы, не напыщенные лозунгами и великими партийными и военными начальниками. В них главным был человек. Человек — противостоящий системе, нацеленной на подчинение или даже уничтожение человека. В них не было ни абсолютно положительных, ни абсолютно отрицательных героев. В них была жизнь, которая не прекращалась в годы войны, просто все нюансы этой жизни оказались более обнажёнными, обострёнными.
"Восхождение" — режиссёр Лариса Шепитько — "Золотой медведь" Западноберлинского кинофестиваля 1977 года, "Проверка на дорогах" — режиссер Алексей Герман, "Летят журавли" — режиссер Михаил Калатозов — "Золотая пальмовая ветвь" Каннского кинофестиваля 1958 года, "Баллада о солдате" — режиссер Григорий Чухрай. "Никто не хотел умирать" (Niekas nenorejo mirti) — режиссер Витаутас Жалакявичус, "Белая птица с черной отметиной" — ("Білий птах з чорною ознакою") — режиссер Юрий Ильенко, "Отец солдата" — режиссер Резо Чхеидзе, "А зори здесь тихие" — режиссер Станислав Ростоцкий, "Хроника пикирующего бомбардировщика" — режиссер Наум Бирман, "В бой идут одни старики" — режиссёр Леонид Быков, "Живые и мёртвые" — режиссер Александр Столпер, "Судьба человека" — режиссер Сергей Бондарчук, "На войне как на войне?" — режиссёр Виктор Трегубович, "Они сражались за Родину" — режиссер Сергей Бондарчук, "Мир входящему" — режиссеры А. Алов и В. Наумов, "Был месяц май" — режиссер Марлен Хуциев...
Разумеется, за 75 лет таких фильмов было немало, тут перечислены те, которые остались навсегда в памяти многих. Это фильмы, в которых, как писал поэт-фронтовик Михаил Кульчицкий, погибший на войне: "Война — совсем не фейерверк, а просто — трудная работа", или фильмы, в которых по пронзительному определению рассказывается о тех, кто был миллионами "Проклятых и убитых". Такими жестокими и правдивыми словами описал себя и себе подобных настоящий писатель и настоящий фронтовик, простой солдат той страшной войны Виктор Астафьев.
Были фильмы, в которых героический образ героя обязательно был снабжён советским патриотизмом, и порой этот партийно-советский вживлённый в человеческое сознание вирус даже затмевал в нём всё остальное. Таких фильмов было не меньше, особенно сразу после войны. Потом, при частичном возвращении к человеческому — в период, названный в отечественной истории "оттепелью", они уступили своё место нормальным, правдивым фильмам и книгам. Главным символом этого периода я бы предложил считать название книги Юрия Пиляра: "Люди остаются людьми". Однако, как только общеполитическая ситуация в стране стала возвращаться к устоям, принятым в "мирной" Советской крепости, со всех сторон окруженной врагами, окончательно ставшей трендом идеологии СССР, после "дружественного" ввода Войск Варшавского Договора в Чехословакию в 1968 году с целью подавления попытки построения "социализма с человеческим лицом", и в кино произошёл разворот к постепенной частичной или полной фальсификации тяжелейших реалий войны.
Праздник Победы с 1965 года, через двадцать лет после окончания войны, стал нерабочим днём, началась непрекращающаяся череда военных парадов.
Список таких фильмов нужно начать с киноэпопеи "Освобождение" — режиссер Юрий Озеров и знаменитого фильма "Подвиг разведчика" — режиссер Борис Барнет. Фильмы: "Офицеры" — режиссер Владимир Роговой, "Смелые люди" — режиссер Константин Юдин, "Горячий снег" — режиссер Гавриил Егиазаров, "Яблоки сорок первого года" — режиссер Равиль Батыров, "Молодая гвардия" — режиссер Сергей Герасимов... В таланте и даже частично в правде отказать им нельзя, но акцент на обязательную преданность советской власти в них был достаточно сильный. Разумеется, люди воевали за свою Родину, но вот всегда ли Родина воевала за своих людей? Ответ на этот вопрос лучше всего звучал в горьких словах генерала, которого играл в фильме "Горячий снег" Георгий Жжёнов, — "Всем, чем могу..."
"Падение Берлина" режиссера Михаила Чиаурели, пожалуй, самый яркий в чреде подобных фильмов. Описывать и даже называть фильмы, которые снимались в угоду полковнику Л. Брежневу, превозносившие его значение в истории войны, желания нет. Фильмы, как и заказчик, упоминания не заслуживают. Конъюнктура оставалась конъюнктурой, щедро оплачивалась, но творчеством абсолютно не являлась. "Застой" — понятие, говорящее о многом.
Современные попытки создания фильмов в угоду вкусам и желаниям властных заказчиков отличаются от тех поделок только возрастанием бюджетов и наличием большого количества компьютерных эффектов. Однако ни историю, ни кино это не спасает — фальсификация остаётся фальсификацией. Жить она будет, пока живут заказчики, а потом полетит в корзину безвестности...
Фильмы про разведчиков. Это отдельная часть военной, художественной кинолетописи. Эти истории были настолько эпическими, что в одну серию они обычно не вмещались и обычно были многосерийными. "Щит и меч" — режиссер Владимир Басов, трилогия "Путь в Сатурн" — режиссер Виллен Азаров, "Майор Вихрь" — режиссер Евгений Ташков и, наконец, телефильмы: "Вызываем огонь на себя" режиссера Сергея Колосова и "Семнадцать мгновений весны" режиссера Татьяны Лиозновой. Так как сюжет про советских разведчиков должен был разворачиваться в тылу врага, в этих фильмах большое внимание отводилось образам противника. Это позволило более подробно раскрыть не только идеологические принципы, которым они следовали, но и человеческие судьбы, приводившие людей к служению в лагере врагов. Таким образом, можно констатировать, что именно в лучших фильмах про советских разведчиков была сделана попытка, пусть и идеологизированная, хоть частично ответить на вопрос, почему так много советских граждан, не говоря уж о тех, кто был вынужден бежать на Запад от "тесных и справедливых" объятий советского режима, после развязанной большевиками кровавой гражданской войны, оказался в рядах, сражающихся против СССР. О выборе, перед которым стояли граждане других европейских стран и прежде всего Германии, в них тоже порой рассказывалось, но это не было главной линией сюжета.
И в последнее время в современной России снимается огромное количество фильмов, посвящённых Второй мировой войне, но из-за "правдивости" и художественной составляющей этих фильмов даже перечислять их названия считаю ненужным, дабы не привлекать дополнительное внимание к ним. Обычно они являются просто заказными фильмами с большими бюджетами. Такая ситуация требует от авторов не творческой работы, а служения по принципу официанта. Ни в коем случае не хочу обидеть очень важную и нужную профессию официанта. Возможно, в данном случае правильней употребить слово "халдей"[1]. Человек, которого услужливая работа в расчете на чаевые призывает не обдумывать и обсуждать заказ, а безропотно его выполнять с надеждой на наполнение своего кармана.
Повторюсь, фильмов про Вторую мировую войну, снятых в СССР и в современной России, больше, чем про что-либо другое, в том числе и тех, где события ВМВ являются предысторией событий послевоенных лет. Подробный разбор потребовал бы целой брошюры или даже книги. Такой задачи у меня нет. Но если читатель действительно хочет понять, какой была Вторая мировая война через призму советского кино (разумеется, множество правдивых фильмов и не всегда правдивых снималось и в других странах, но это материал для другой статьи), ему необходимо посмотреть всего три советских фильма:
"Обыкновенный фашизм" — режиссер Михаил Ромм. Советско-американский 20-серийный документальный фильм "Неизвестная война" (The Unknown War) с Бертом Ланкастером в роли ведущего, главный режиссер Роман Кармен, режиссёры серий: Игорь Гелейн, Игорь Григорьев, Лев Данилов, Василий Катанян, Леонид Кристи, Семирамида Пумпянская, Тенгиз Семёнов, Джемма Фирсова, Зоя Фомина, Нина Соловьёва, Александра Рыбакова. И обязательно фильм "Иди и смотри" — режиссёр Элем Климов, недаром первое название проекта, сценария этого фильма, долго запрещаемого в СССР, носил название "Я убил Гитлера..."
[1] "халдей" — (пренебрежительное), человек, вызывающий возмущение окружающих своим угодничеством, подобострастием, приспособленчеством.