Заботливые японские боги были явно не в восторге от того, как жители Токио начали в эти выходные двухдневный добровольный карантин, к которому их призвала губернатор столицы Юрико Коикэ. В субботу были закрыты универмаги и многие другие магазины, кинотеатры и самые популярные парки с цветущей сакурой, включая Уэно с музеями и памятником знаменитому самураю-революционеру, а также Ёёги, где рядом находится собственный дом премьера Синдзо Абэ.
Народу на улицах поубавилось, но все же теплая весна тянула беспечных людей на улицу. Это безобразие нужно было пресекать: со второй половины в субботу температура неожидано стала резко падать, а ночью пошел снег. В конце марта! И это в Токио, где в прошлом году вообще снега не было!
Город резко опустел, в закрытом универмаге работал только второй подземный этаж с продовольствием, и в его гигантском зале вызов китайской заразе бросали лишь запакованные в плотные маски редкие сухонькие пенсионерки. Спроса явно не было - еда высшего класса распродавалась, а на уникальную и очень дорогую японскую мраморную говядину "вагю" выставили скидку в 20 процентов. Эскалаторы остановили, двигался только лифт, который периодически опрыскивали какой-то пахучей гадостью.
Кстати, о запахах: у многих зараженных коронавирусом нового типа исчезает обоняние и ощущение вкуса еды. Это происходит не у всех, но если имеются подобные симптомчики - делайте выводы. Впрочем, в Японии дела складываются все еще не столь плохо: число зараженных за минувшие сутки - лишь чуть больше сотни. И, что мне кажется более важным, за последние 24 часа никто не умер, не увеличилось число пациентов в тяжелом состоянии.
В Японии от поражения новым коронавирусом пока скончались 65 человек, столько же находится в блоках интенсивной терапии. В Италии или Испании ежедневно умирают многие сотни. В Штатах число умерших уже перевалило за 2 тысячи. Но японские власти предупреждают, что страна балансирует на грани такой же катастрофы. Они умоляют на начинающейся неделе как можно меньше шляться по улицам, выполнять правила японской организованности и японского культа гигиены. Ну, и надеяться на бесчисленных богов островной страны, которые ее уже несколько раз вытаскивали из очень тяжелых передряг.
* * *
На прошлой неделе сделал то, о чем когда-то страстно мечтал, хотя потом это стало почти все равно - отменил в своем маленьком коллективе рукопожатия.
Этот советский ритуал во времена пылкой молодости был мне невероятно противен. Необходимость подходить к ручке тех, кто вызывает отвращение, воспринималась на заре служивой жизни, как насилие. Но потом я научился пожимать руки и понял тайны этой науки.
Понял, как ответить ладонью сучаре, который хочет показать свою медвежью силу. Как показать начальству, что ты не расстилаешься ковром. Как не унижать этим подчиненных, раз уж этот ритуал кем-то принят и кем-то признан обязательным.
Много есть секретов, и в какой-то момент мне даже показалось, что рукопожатия в маленькой сплоченной группе работающих рядом людей дают ощущение единства и взаимоподдержки. Но все же пошли к черту - коронавирус разрешил!
! Орфография и стилистика автора сохранены