Хронист Giovanni Filippo Ingrassia, 1576 год. В августе 1576 года страшная эпидемия чумы началась в Италии. Первыми пострадали Венеция и Мантуя. Аристократия покинула города и самоизолировалась в загородных поместьях, топя панику в вине, оргиях, литературе и других утешениях.

Горожане, которым деваться было некуда, искали помощи свыше. Миланские священники устраивали массовые молебны, особенно благочестивые горожане ежедневно ходили к причастию (где вино подавалось всем из одного кубка), шли с пением литаний крестные ходы, на которые собирался весь город. В них участвовали и уже больные, моля об исцелении. Позади горожан тянулись бесконечные процессии флагеллянтов, иссекающих свои тела кровавыми бичами, с жалобным речитативом епископы - босые, в рубищах, с петлями на шеях – несли мощи и гвоздь из того самого креста.
Все это, естественно, не только не помогало, но и распространяло возбудителя с удесятеренной силой.

Наступила зима 1578 года. Город к тому времени потерял 15% населения, по оценкам историков.
Город, известный на всю Италию своими несравненными голосами и любовью к пению и музыке, заперся в домах и все глубже погружался в уныние и отчаяние, которые становились сильнее чумы. Пустым и безгласым замер Милан в обреченном ожидании...

И тогда новый миланский священник Борромео предложил неслыханное. Глашатаи ходили по пустым улицам и кричали, чтобы по звону колоколов Миланского собора все они – мужчины, женщины, дети - подошли к своим окнам и стали в дверных проемах и начали пение литаний, которые все знали наизусть. Крестных ходов и массовых молебнов больше не будет, но небо должно слышать их голоса. Люди отнеслись к этому без всякого воодушевления. Они были слишком измучены горем и постоянным ожиданием болезни, которая не щадила никого.

Но вот зазвонили колокола, и в одном окне появились лица и донеслось пение, им слаженно ответили мелодией – из другого, постепенно пела уже вся улица. Все больше людей подходило к окнам. Люди пели, как в последний раз, вкладывая в свои голоса всю свою вернувшуюся страсть к жизни и вызов равнодушному, безжалостному небу. "О, как они пели!" - пишут хронисты. Пустые улицы Милана несколько дней заполнялись самым восхитительным вокалом. Мелодии сменяли друг друга, послышались разговоры, даже смех...
Удивительно, но Чума после этого необычного действа пошла на спад и кончилась в том же январе.
Такое вот совпадение.

P.S Дисклеймер. Так НЕ предлагается бороться с инфекциями. Это вообще о совсем-совсем другом.

Карина Кокрэлл-Фере

Facebook

! Орфография и стилистика автора сохранены