Новый министр связи Максут Шадаев предлагает предоставить уполномоченным сотрудникам, ведущим оперативно-разыскную деятельность, доступ к данным о гражданах в режиме онлайн. Речь идет о государственных данных, данных банков, операторов мобильной связи и интернет-сервисов. В настоящее время ко многим типам данных, в том числе банковской информации или к записям телефонных переговоров, электронной почте, доступ правоохранительные органы получают по решению суда.

Инициативу Шадаева тут же начали критиковать как опасную в условиях высокой коррумпированности российских правоохранительных органов и способности их сотрудников выполнить любой приказ непосредственного начальства. Как в деле Ивана Голунова, несколько участников которого только что были задержаны. Поэтом вполне вероятно, что частная информация может быть использована в незаконных целях, в том числе и просто "слита" в Интернет.

Но проблема, как представляется, глубже. Представим себе, что существует идеальная, полностью некоррумпированная силовая система – что-то вроде бюрократии по Максу Веберу. Такая система не нарушает закона и не допускает утечек. Возникает вопрос, можно ли ей дать право без суда контролировать частную жизнь граждан в онлайн-режиме? В демократическом обществе ответ может быть только отрицательным. И дело не в коррупции, а в принципе – даже некоррумпированные правоохранительные органы, получив большие полномочия и недостаточно подконтрольные гражданскому обществу, могут использовать свои ресурсы в собственных целях. В том числе для произвола в отношении граждан – с такой проблемой столкнулась, например, Грузия в период правления Михаила Саакашвили. Поэтому такие инициативы вызывают возражения в принципе, а не только в связи с конкретной российской ситуацией.

Алексей Макаркин

t.me

! Орфография и стилистика автора сохранены