Хотя сама новость об изменении в Конституцию и отставке правительства стала для меня, как и для других, неожиданной, нельзя сказать, что меня удивила сама суть предложенных изменений. Дело в том, что я уже прогнозировала ранее и тенденции, существующие в нынешнем российском обществе, и варианты ответа Кремля на сложившиеся настроения.
Так, еще в конце 2015 года я писала о том, что культивация в обществе советского прошлого в сочетании с милитаристской пропагандой и непрекращающейся мобилизацией населения в конечном итоге обернется против Кремля. Постоянная мобилизационная риторика порождает повышенную потребность в тоталитарной идеологии, а культ идеализированного прошлого приводит к тому, что все большая часть населения начинает требовать "подлинного социализма": с гарантированными рабочими местами, отсутствием преступности, бесплатным образованием и здравоохранением. То есть именно того, что российская власть не в состоянии им предоставить.
Сегодня мы видим, что эта тенденция полностью воплотилась. Согласно данным, опубликованным "Левада-центром" в декабре 2018 года, число россиян, ностальгирующих по СССР, достигло максимума за последние 10 лет. Из опроса следует, что доля тех, кто хотел бы избежать развала Союза, составила 66%. При этом романтизация Советского Союза растет также в молодежной среде.
2019 год, в свою очередь, ознаменовался максимальным ростом симпатий к советскому диктатору Иосифу Сталину. Согласно данным опросов, уровень положительного и нейтрального отношения к советскому вождю составляет 77%. При этом даже прокремлевские военные аналитики отмечают, что культ Сталина и советского прошлого, активно насаждавшийся современной кремлевской пропагандой для легитимации Владимира Путинаи его правления как "нового Сталина", со временем обернулся против российского лидера.
Именно поэтому еще осенью я предполагала, что, если власть, желая уменьшить народное недовольство после летних протестов, все же решится на так называемую "революцию сверху", на которую так надеялись некоторые авторы демократических взглядов, эта "перестройка" будет носить просоветский, а не либеральный уклон. Иными словами, Путин попытается заигрывать с "патриотическим" электоратом, отказавшись от части коррупционеров, "системных либералов" и непопулярных реформ при сохранении авторитарного строя и агрессивной внешней политики. В последний момент этот прогноз уже в обновленном виде был опубликованамериканским аналитическим центром Jamestown Foundation.
Говоря о последних событиях в России, то есть о предложенных Путиным изменениях в Конституцию и отставке правительства Дмитрия Медведева, они во многом отражают эту тенденцию. Конечно, основная цель этих изменений, как уже отметило большинство экспертов, заключается в том, чтобы дать Путину больше возможностей остаться у власти. Это может быть участие в новых президентских выборах в 2024 году под предлогом изменения статьи Конституции, регламентирующей порядок его избрания, как предполагает Андрей Пионтковский. Также Путин может стать главой вновь созданного Госсовета, сохранив при этом основную полноту власти.
Однако другие предложенные им изменения явно были нацелены на то, чтобы поднять свой сильно пошатнувшийся в последние годы рейтинг как в глазах "радикальных патриотов", так и простых обывателей. К примеру, речь Путина о необходимости отстаивать суверенитет и национальные интересы, равно как и отражающий ее курс на дальнейший изоляционизм, явно пришлись по вкусу российским "ура-патриотам". Депутат Госдумы от "Единой России" Евгений Федоров, известный своими конспирологическими теориями о том, что Россия якобы управляется Соединенными Штатами извне при помощи "антироссийской" Конституции и внедренных во все уровни власти "американских агентов", уже выразил горячее одобрение новым инициативам. В передаче небезызвестной Марии Бутиной "Прекрасная Россия бу-бу-бу" на канале RT он заявил, что это – только первый шаг на пути освобождения от иностранной оккупации и восстановления СССР.
При этом сам Путин был достаточно осторожен, чтобы не упоминать о советском наследии, поэтому его решение с одобрением восприняли и радикальные консерваторы-монархисты. Так, авторы крайне правого православного портала "Русская народная линия" уже с восторгом провозгласили, что "великая январская контрреволюция, о необходимости которой так долго говорили национал-консерваторы, свершилась!".
Что касается обычных людей, им явно импонировали предложенные Путиным социальные гарантии и отставка крайне непопулярного Дмитрия Медведева. Так, ВЦИОМ победно отрапортовал, что после послания рейтинг Путина вырос на 3% – с 64% до 67%. При этом, по данным Центра, 81% опрошенных отметил, что слова президента произвели на них положительное впечатление. Конечно, нельзя полностью верить данным прокремлевского социологического центра, и все же то факт, что изменения были положительно оценены большинством россиян, выглядит весьма правдоподобно.
Похоже, что своей иллюзией перемен Владимиру Путину действительно удалось снизить накал протестных настроений на ближайшие пару лет. Однако принципиально решить стоящие перед ним проблемы предпринятые шаги не смогут. Уже сейчас очевидно, что так называемая "патриотическая перестройка" представляет собой иллюзию и фарс. К примеру, Путин не решился по-настоящему пожертвовать "системными либералами", и всего лишь отправил Медведева в почетную ссылку. Более того, журналисты-расследователи уже нашли у нового премьер-министра Михаила Мишустина обилие коррупционных связей и незадекларированного имущества. При этом на фоне заверений "патриотических авторов" о том, что бывший глава ФНС не входит в "касту либералов", Станислав Белковский уже назвал его "креатурой Кудрина", которого явно нельзя назвать любимцем радикалов.
Более того, согласно прогнозам экспертов, экономика России продолжает ухудшаться, а потому Путин вряд ли сможет выполнить свои обещания относительно социальных гарантий. Какое-то время игра в "битву за суверенитет" будет продолжаться, но затем российскому президенту придется либо действительно принести в жертву непопулярных олигархов, на что он, судя по всему, никогда не решится, либо привычно переносить "битву" "за поребрик".
Это не означает немедленного начала военной экспансии: скорее всего, изначально Путин будет добиваться новых внешнеполитических уступок дипломатическим путем и, учитывая слабость современного Запада, скорее всего, достигнет в этом определенных успехов. Однако в зависимости от ситуации внутри России он может перейти и к более крайним мерам: от усиления "гибридной войны" против Запада и соседей до прямого расширения экспансии. Это вполне возможно сделать, опираясь на новую волну мобилизации общественного сознания, вызванную видимостью "бескровной патриотической революции" – до тех пор, пока путинские избиратели в очередной раз поймут, что "царь ненастоящий".
! Орфография и стилистика автора сохранены