Такое чувство, будто история остановилась, будто никогда ничего не изменится.
Пройдут века, но Россия останется все тем же замерзшим прекрасным лебединым озером, с огромной бензоколонкой на берегу, с наглыми вороватыми управляющими и хмурыми, до зубов вооруженными охранниками.
Перед въездом в эту необъятную бензоколонку всегда будет красоваться потрепанный плакат "Особый путь", требующий от водителя осторожности на поворотах, а вдоль дороги, вперемежку с еще живыми, будут стоять мертвые с косами, напоминающие о нашей неоднозначной истории.
И это — навсегда.
Классический случай дежавю.
Вот точно тоже самое я ощущал сорок лет назад.
Казалось, что "дорогой Леонид Ильич" никогда не уйдет на покой и вечно будет украшать своей монументальной фигурой трибуну очередного съезда КПСС, невнятно рапортуя об очередных достижениях. И чем пространнее будут эти доклады, тем крепче станет мировая система социализма, тем тверже будет нерушимый союз братских народов.
Помню с каким удивлением мы обсуждали новости из Польши о массовых забастовках на гданьских верфях.
Немногочисленные счастливцы, бывавшие в Польше, только разводили руками: "Чего им не хватает? Живут получше нашего". И все соглашались с тем, что уж где-где, а в России-матушке ничего подобного случиться не может.
И вот опять, через сорок лет, это обманчивое ощущение тоскливой вечности.
Но теперь уже опыт подсказывает, что чем стабильнее стабильность, тем неожиданнее будут перемены.
И чем сплоченней сегодня ряды, тем ожесточеннее завтра свара.
И понимание того, что ты никак не можешь на это повлиять, поскольку у тебя никто не спросит согласия на съемки второй серии авантюрного фильма "Жизнь в эпоху перемен".
И ясно, что тебе уготована, в лучшем случае, роль в массовке. Да еще и сценарий с двойным дном и написан симпатическими чернилами.
А на главные роли уже подбирают перспективных исполнителей с твердыми коленями и жесткими локтями, с которыми не дай бог познакомиться в узком переулке Страны невыученных уроков.
Говорили тебе умные люди в свое время: воруй, пока само в руки идет, а ты нос воротил.
Говорили — уезжай, пока ноги молодые.
А ты все бормотал, что где родился, там и сгодился.
Теперь пришло время расплаты за наивность.
Сиди и жди, когда все рухнет тебе на голову, и новые комиссары в пыльных шлемах переступят через похныкивающие остатки твоего поколения.
Но самое удивительное в том, что многое понимая и предвидя, я все равно жду наступления грядущей эпохи перемен.
В которой, как говорят китайцы, не дай бог жить нормальному человеку.
! Орфография и стилистика автора сохранены