Впору посочувствовать российской бюрократии. Ее бросили в исторический прорыв с обещанием тотально контролировать ее соответствие новым вызовам и задачам. Контролировать обязались все – президент, премьер, вице-премьеры, Государственная Дума, Совет Федерации, Счетная палата, Генеральная прокуратура, к этому призван и Народный фронт. А вчера Путин на съезде "Единой России" сказал, что того же ждет и от нее. Счел нужным напомнить, что она хоть и правящая партия, но только "отчасти", и от чиновников, которые правящие не отчасти, не должна чувствовать себя в полной зависимости, какие бы должности те ни занимали, а должна "терзать" и "трясти" их, если наблюдает с их стороны нерадивость и дефицит служебного рвения.

Тем самым президент ответил и на запрос, идущий из самой "Единой России", которая первой объявила о том, что начинает подготовку к думским выборам и победе на них. Дабы сбои и встряски, вроде московских протестов, исключить. Поэтому взбадривает себя мобилизационной народолюбивой риторикой и самоощущением единственно ответственной за "историческую судьбу России". Поэтому очищает и консолидирует ряды. Поэтому объявляет впредь недопустимым стесняться принадлежности к партии и имитировать самовыдвижения. Поэтому хочет одновременно и идентифицировать себя с бюрократией в регионах, где губернаторы электорально успешны (в тринадцати из них региональные руководители возглавили недавно и местные отделения "Единой России"), и дистанцироваться от нее, иметь возможность предъявлять от нее независимость. И даже защищать от нее права человека, для чего в партии создается специальная структура. Надо полагать, защитят еще надежнее, чем омбудсмены, Общественная палата и соответствующий Совет при президенте.

Президент против такого перехватывания оппозиционной политической повестки не возражает, он ее поощряет, понимая, что настроения в обществе не очень благоприятные, а выборы надо выигрывать, для чего с настроениями этими надо считаться. Но на всякий случай от чрезмерных амбиций относительно превращения в "руководящую и направляющую" предостерегает: "Статус правящей партии, партии власти заключается не в том, чтобы править, а в том, чтобы служить, служить народу". А что значит "служить народу", решают там, где решают, и те, кому решать надлежит.

Но все же интересно, что происходит и будет происходить на разных уровнях и в разных сегментах бюрократии, поставленной под надзор многочисленных и конкурирующих друг с другом контролеров. О каких-то ее успехах в осуществлении обещанного прорыва пока не слышно, больше сигналов о неуспехах, но и стона чиновников под прессом надзора тоже не раздается. Такой тотальный надзор может мобилизовать и дисциплинировать, но может и дезорганизовать. И еще может вписаться в сложившуюся управленческую систему, никого не мобилизуя и ничто не дезорганизуя, как народный контроль в систему позднесоветскую. Но она, как помним, была ориентирована на самовыживание, а не на прорывы.

Игорь Клямкин

Facebook

! Орфография и стилистика автора сохранены

Уважаемые читатели!
Многие годы на нашем сайте использовалась система комментирования, основанная на плагине Фейсбука. Неожиданно (как говорится «без объявления войны») Фейсбук отключил этот плагин. Отключил не только на нашем сайте, а вообще, у всех.
Таким образом, вы и мы остались без комментариев.
Мы постараемся найти замену комментариям Фейсбука, но на это потребуется время.
С уважением,
Редакция