Сергей Шаров-Делоне. Фото: www.facebook.com/serge.sharovdelaunay
  • 08-11-2019 (13:14)

Делал что должно...

Блогосфера о Сергее Шарове-Делоне

update: 08-11-2019 (14:31)

Ушел из жизни правозащитник Сергей Шаров-Делоне. Причиной смерти стал рак легких. Сергей Шаров-Делоне выступал общественным защитником фигуранта "болотного дела" Ивана Непомнящих. Он был членом Комитета 6 мая и рабочей группы Общественного расследования событий на Болотной площади в мае 2012 года. Он также работал в фонде помощи заключенным "Русь сидящая".

Борис Вишневский:

"Ах, какая беда. Ушел Сергей Шаров-Делоне.
Художник, архитектор, правозащитник.
Скоротечный рак легких.
Светлая ему память.
Соболезнования сыну Александру и другим родным и близким..."

Телеграм-канал ОВД-Инфо:

По теме
НОВОСТИ

"Вчера не стало нашего друга. Старшего товарища, наставника, коллеги.

Сергей Александрович Шаров-Делоне был тем человеком, без которого практически невозможно представить себе правозащитное сообщество, да даже и вообще гражданское общество 2010-х годов. Не будучи юристом, он в течение многих лет занимался защитой людей, оказавшихся под судом за участие в акциях. И не только в административных процессах. В "Болотном деле" он стал общественным защитником Андрея Барабанова — и уже после приговора регулярно ездил в колонию и к нему, и к другому осужденному по этому делу, Ивану Непомнящих, вплоть до их освобождения. Он был одним из тех, на ком во многом держалась большая кампания в поддержку обвиняемых по "Болотному делу".

Он же:

"Вообще Сергей Александрович — или, как многие его называли, Серж — в последнее время занимался деятельностью, от которой без преувеличения зависела судьба сотен людей. Он работал в фонде "Русь сидящая", помогающем заключенным по всей России. И год за годом он вел Школу общественных защитников, выводя все новых и новых людей в "правозащитное поле", готовя их к работе в судах по столь знакомым нам всем делам об административных правонарушениях.

Сложно переоценить его помощь во время подготовки к большим акциям — Сергей Александрович проводил тренинги для юристов, которым предстояло целый день отвечать на звонки задержанных и их близких и консультировать их по разным вопросам. И, конечно, он сам тоже садился в дни больших задержаний на телефон или ехал в отдел полиции вызволять задержанных.

Шаров-Делоне — по основной профессии архитектор, автор научных исторических работ — до последних дней оставался не только правозащитником, но и активистом, молодым в душе, веселым несмотря ни на что человеком, на равных общающимся с людьми, годящимися ему в дети или даже во внуки. Он постоянно участвовал в уличных акциях, шествиях, пикетах. В том числе — в ежегодном пикете 25 августа, в память об акции на Красной площади 1968 года, в которой участвовал его двоюродный брат, писатель и диссидент Вадим Делоне.

А вот три рассказа Шарова-Делоне, опубликованные на нашем сайте:
про попытки попасть к Ивану Непомнящих в колонию,

про экспертизу в административных делах об "экстремизме"

и про абсурд в суде".

Николай Подосокорский:

"7 ноября на 64-м году жизни скончался правозащитник Сергей Шаров-Делоне. Он родился 27 сентября 1956 года в семье учёных, являлся двоюродным братом правозащитника Вадима Делоне (1947-1983), одного из семерых участников акции на Красной площади в 1968 года против ввода советских войск в Чехословакию. Окончил Московский архитектурный институт. Работал в институте градостроительства, занимался реставрацией. В частности, принимал участие в реставрационных работах Саровского монастыря, реставрировал скульптурную композицию "Колесница Победы" на Триумфальной арке в Москве. Автор монографии о владимирской архитектуре "Люди и камни Северо-Восточной Руси. XII век".

Шаров-Делоне — член Комитета 6 мая и рабочей группы общественного расследования событий на Болотной площади 6 мая 2012 года. Выступал общественным защитником обвиняемых по "Болотному делу". Работал в фонде помощи заключенным "Русь сидящая" и курировал Школу общественного защитника".

Александр Морозов:

"Печальная новость: ушел Сережа Шаров-Делоне. Выглядел он великим старцем, но был всего на пять лет старше нас. В последние два года он много бывал в Праге, выступил с двумя лекциями по средневековой русской истории у нас на факультете. Мы часто с ним тут общались. После "болотного дела" он стал часто выступать общественным защитником преследуемых, вел занятия в Школе правозащитника. Все российские правозащитные группы вчера тепло написали о нем, он делал "что должно" и "будь что будет". RIP".

Александр Рыклин:

"Сегодня не стало Сергея Шарова-Делоне...Чертов рак...Совсем недавно виделись, ничего не сказал... Мой товарищ, коллега, подельник, сокамерник.. Совесть и достоинство российского оппозиционного движения... Кристальной чистоты человек старой диссидентской закалки и какого-то совершенно архаичного благородства... Прямой, честный, бескомпромиссный, люто ненавидящий всю липкую фальшь нынешней российской жизни, он сделал неимоверно много, чтобы не угасла вера в возможность перемен, чтобы тысячи людей сохраняли надежду. Я видел, как он разговаривал со своими друзьями и соратниками, я видел, как он разговаривал с чиновниками в мэрии, я видел, как он разговаривал с ментами, я видел, как он разговаривал с судейскими, я видел, как он разговаривал с вертухаями, я видел, как он разговаривал со шпаной в камере... Его не все любили, но его все слушали, и ему все отвечали... Степень вовлеченности Делоне в Болотное дело невозможно даже оценить. Десятки митингов и демонстраций были организованы при его непосредственном участии... Для него такие понятия, как свобода и права человека, вовсе не были абстрактными. Они были его сутью, его главным содержанием. И умер он самым свободным человеком из всех, кого я знал...
Дорогой Сережа, для меня было великой честью большую и важную часть моей жизни прожить с тобой бок о бок. Вечная тебе память... Мои соболезнования родным, близким, всем нам..."

Саша Мысленков:

"Умер Сергей Шаров-Делоне.
Правозащитник, оппозиционер. Один из лучших людей нашей страны. На таких она держится, ее культура, духовная жизнь, честь и достоинство.
Мне очень жаль, что я не успел с ним ближе познакомиться, поговорить, узнать его больше, и больше от него узнать. Он был мудр и тверд, как древний философ. Стоик. Он делал, что должно, и будь что будет".

Сергей Давидис:

"Совсем недавно переписывались, договаривались о его участии в конференции. Он сначала согласился, потом с извинениями отказался, ссылаясь на артрит. Пару месяцев назад встретились, когда он курил на крыльце Сахаровского центра в перерыве организованной им Школы общественного защитника. Много раз встречались в разных курилках, а также на записи передач на "Свободе", на заседаниях Комитета 6 мая в свое время, в судах, на митингах, круглых столах и т.д. Бывало, спорили. Сергей был, мне кажется, по сути либертарианцем, и это всегда давало поводы для дружеских споров.
Но главное, он был правозащитником по зову сердца и твердо следовал этому зову. На судах по Болотному делу, в колониях, в помянутой школе общественного защитника, в пикетах за свободу политзаключенных.
Он был очень настоящим, живым и энергичным. Его будет очень не хватать.
Светлая память!"

Алхас Абгаджава:

"К этому нельзя быть готовым. Это невозможно принять. Как же сейчас больно и обидно. Смерть забрала нашего друга, соратника, да нет, ставшего родным человека.

Он был невероятно сильным, несмотря на тщедушный вид. Он был очень умным, несмотря на абсолютную бесхитростность. Он лучился добротой. Он даже злился смешно...

А ушел так неожиданно и стремительно, будто его убили в бою...

Знаете, что? Как бы это ни звучало, мир сегодня стал хуже".

Алексей Байков:

"Знал лично. Пару раз он вызволял меня из "обезьянников" после уличных акций. Несколько раз общались и спорили, но при всех идеологических различиях между нами, человеком он был кристально честным и совершенно принципиальным. Как говорится, "таких больше не делают". Очень жаль".

Анатолий Свечников:

"Умер Сергей Шаров-Делоне.
Ощущение невосполнимой потери.
Осознание, насколько Сергей Александрович помогал быть гражданскому обществу перед лицом подлого левиафана — еще не пришло.
Все время помню, как имел счастье слышать его мудрые, часто резкие, суждения на ШОЗ в Екатеринбурге. В судах не раз помогали заложенные им знания.
Спасибо Вам, Сергей Александрович, за искренность и доброе отношение. За явленное достоинство.
Посмотрите фильм Радио Свобода "Защитник", снятый в 2017 году".

Светлана Надлер:

"Сергей Шаров-Делоне. Светлая память.
Сейчас выложили фото: он стоит в пикете с плакатом "Господь сказал "Мое имя истина". Он не сказал "Мое имя обычай".
Личность ушла".

Она же:

"Красивый человек был. И благородный. Болел, а выходил с плакатами. Не о себе думал — об Отечестве.
Вот Патриот настоящий. А не вся эта шушера записная, которая орет и травит несогласных, зная, что ей за это ничего не будет".

Егор Седов:

"Год — какой-то особо тяжелый по потерям.
Сергей Шаров-Делоне.
Стоик, мыслитель, правозащитник... Всегда казался таким умудренным старцем, а на самом деле — совсем не так много лет ему было, 63 года. Почти как Ихлов Евгений...
Много слов сейчас будет сказано.
Но главное — не в словах, не в дежурном "R.I.P." Его светлая память — это наши будущие действия по привлечению внимания общества к проблемам свободы слова, ситуации с политзаключенными, антигуманности тюремной системы в принципе.
Именно это должно быть самым основным, без решения этих проблем никакая прекрасная _страна_ будущего не появится по определению".

Николай Алексеев:

"В это невозможно поверить. Царствие небесное рабу Божьему Сергею! Вместе с такими людьми уходит эпоха. Несмотря на пафос, в отношении Сергея это именно так. Такие, как он — и есть соль земли".

Алина Витухновская:

"Я не знала лично Сергей Шарова-Делоне, но я хочу сказать, что это был человек с несовременно-отточенным благородным лицом. Жаль, что в современной русской политике мало значения уделяют физиогномике, внешнему облику вообще, не замечая словно перекошеных рыл аферистов из обоих лагерей".

Кирилл Шулика:

"Не стало Сергея Шарова-Делоне. Онкология, как пишет сын, чтобы предотвратить разговоры нехорошие. Ужасно страшная вещь, изматывающая.

Сергей вот буквально совсем недавно вел "Школу общественного защитника", организованную "Русью сидящей".

Я был знаком с Сергеем по всяким акциям, в которых мотором был Боря Немцов. Я не всегда был с ним согласен, его некоторые взгляды, воззрения и позиция были мне непонятны. Но я знал одно — он был честным человеком и у него была совесть. Вообще ровно поэтому ему на смену никто не придет, таких сейчас не делают. Он был кремень, конечно.

Когда я не соглашался с его взглядами, я понимал их причину — он из советских диссидентов. Его двоюродный брат Вадим Делоне выходил на Красную площадь в 1968 году. И вот у него остались те ценности, он их не продал и не поменял на фантики. И даже если ему оппонируешь, то понимаешь, что он это все выстрадал. В Прекрасной России Будущего именно такие люди должны будут заниматься патриотическим воспитанием молодежи. Увы, их не остается, они уходят, хотя в России надо жить долго.

В последние годы Сергей в "Руси сидящей" занимался заключенными, в том числе политическими. И отдавал себя всего этому дело. Я не представляю даже, какая это морально изнурительная и тяжелая работа.

Александр Шаров, Ольга Романова, примите мои соболезнования. Это потеря для всех нас! Сил это все пережить, закалиться и стать сильнее, чтобы продолжить дело Сергея".

Роман Вольнодумов:

"Умер один из самых честных, принципиальных и порядочных правозащитников в России, подлинный Либерал с большой буквы Сергей Шаров-Делоне. Невосполнимая утрата. Царство небесное и вечная память..."

Ольга Романова:

"В полдень в субботу начнётся прощание с Сергеем Шаровым-Делоне. Отпевание в Сахаровском центре, это 2-й этаж Сахаровского центра по адресу Земляной вал, 57, строение 6. Потом панихида до 15:00. После панихиды Хованский крематорий. С 18:00 поминальный обед в Бобрах, Пятницкая, 56".

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter