Глава "Ростеха" Сергей Чемезов в интервью РБК заявил об отсутствии как Политбюро 2.0, так и процедуры коллегиального принятия решений ближним кругом президента. Чемезов и Владимир Путин знакомы с начала 1980-х, они вместе служили в резидентуре в Дрездене, жили по соседству и делили одну служебную машину на двоих. В середине 1990-х Чемезов работал под руководством Путина в администрации президента, а потом как доверенное лицо был поставлен на госкорпорацию "Ростех", в которую входит около 40% российского оборонно-промышленного комплекса — выручка в 2018 году составила 1,7 трлн рублей.
Политбюро 2.0 политологи называют неформальную структуру принятия решений окружением президента Путина и считают его самым влиятельным неформальным политическим институтом в России.
Принадлежность к нему политологи "Минченко консалтинг" устанавливают при помощи неформализованных экспертных интервью с представителями российских элит. Последний доклад политологов был опубликован в июне. В нем отмечено, что система власти в России с высокой ролью неформальных личных отношений в элитах слишком закрыта для точной оценки веса приближенности к президенту и влияния на него.
Путин старается максимально сохранять баланс в своем ближнем круге и минимизировать конфликты, в высшей лиге российской элиты сохраняются только фигуры, которые являются кураторами значимых отраслей и проектов. В докладе говорится о произошедшей за последние несколько лет ротации в Политбюро 2.0.
Заметно усилились позиции секретаря Совета безопасности Николая Патрушева. Ухудшение отношений с Западом подталкивает к мобилизационному сценарию, к усилению роли аппарата Совбеза, который становится четвертым контуром "Большого правительства"
(наряду с администрацией президента, правительством и ключевыми госкорпорациями). Патрушев как секретарь Совбеза стал ключевым переговорщиком на американском направлении, поскольку ореол токсичности вокруг любых неформальных контактов с представителями элит США повышает дипломатическую роль спецслужб.
Роль силовиков возрастает в условиях "деградации дипломатических инструментов", и они не только формируют для президента картину мира, но и влияют на отношение к тем или иным персоналиям. Министр обороны Сергей Шойгу считается неформальным куратором ряда регионов и, судя по соцопросам, одним из наиболее популярных в стране политиков. Глава "Ростеха" Чемезов курирует ВПК, продолжает поглощать промышленные активы, развивает экспансию в новые секторы экономики (цифровая экономика, мусор, ритейл и т.д.), расширяет влияние на региональные элиты.
Мэр Москвы Сергей Собянин отвечает за развитие крупнейшей столичной агломерации и курирует пул регионов, констатируют эксперты.
В ближний круг вернулся основатель Volga Group Геннадий Тимченко (политологи исключили его оттуда в 2016 году из-за "снижения активности"). У него все больше союзников в исполнительной власти, а его проекты успешно развиваются. Ключевым мегапроектом Тимченко эксперты называют развитие инфраструктуры Северного морского пути. Позиции Тимченко усилились за счет успешного альянса с владельцем НОВАТЭК Леонидом Михельсоном и братьями Ковальчуками.
Укрепились и позиции главного исполнительного директора "Роснефти" Игоря Сечина как неформального куратора энергетики с влиянием на силовиков. По мнению авторов доклада,
в аппаратных конфликтах давление Сечина удается сдерживать только в случае создания коалиции нескольких членов или кандидатов в члены Политбюро 2.0.
Аркадий Ротенберг значительно улучшил позиции после успешного завершения строительства Крымского моста и является привилегированным подрядчиком больших инфраструктурных проектов с влиянием на Минтранс и РЖД, отмечают политологи.
Дмитрий Медведев сохранил "членство" в Политбюро 2.0, однако снижается командный и символический ресурс премьера и ослаб ориентированный на его команду бизнес (в частности, авторы доклада напоминают об аресте братьев Магомедовых). В условиях усиления влияния Политбюро 2.0 на министров важную роль играют вице-премьеры, которым лично доверяет президент, отмечается в докладе.
По версии "Минченко консалтинг", выбыл из ближайшего круга президента Вячеслав Володин, перешедший в кандидаты в члены Политбюро 2.0. Спикер Госдумы снизил влияние на партии и ОНФ и понес потери в своей региональной сети.