Росгвардия произвольно трактует законодательство при рассмотрении административных дел против участников протестных акций. Ведомство пытается ввести в судебную практику участие в деле так называемого "универсального свидетеля". Таким свидетелем станет штатный юрисконсульт, который будет являться на рассмотрение дел с доверенностью и письменными показаниями бойцов, участвовавших в задержании. Адвокаты и правозащитники настаивают, что по норме закона росгвардейцы должны давать показания лично.
Первый такой прецедент коснулся дела 17-летней Ольги Мисик, которую в июне 2019 года задержали в Москве во время акции в поддержку журналиста Ивана Голунова. Дело Мисик рассматривает комиссия по делам несовершеннолетних. Активистке вменяют создание помех транспорту и объектам социальной инфраструктуры в ходе несогласованной публичной акции (часть 6.1 статьи 20.2 КоАП).
Вместо бойцов, осуществлявших задержание, на заседание комиссии неожиданно явился юрист Росгврадии. Он предъявил доверенность и зачитал письменные показания гвардейцев. На предыдущем заседании защита заявила ходатайство о вызове в суд сотрудников Росгвардии для дачи объяснений по делу. "На Ольге не было символики, она не держала плакаты, ничего не скандировала, и до сих пор неясно, как именно она препятствовала движению автотранспорта, ведь она не выбегала на проезжую часть, не бросалась на машины. Ходатайство было удовлетворено, однако вместо свидетелей приехал представитель Росгвардии с доверенностью и зачитал письменные показания бойцов", — рассказала адвокат задержанной.
Как пояснила адвокат девушки Татьяна Соломина, ни один закон не предусматривает участия "универсального свидетеля" на суде или комиссии.