До выборов губернатора Петербурга осталось всего полгода, а горожане до сих пор не знают имен претендентов на участие в предвыборной гонке. Даже врио губернатора Александр Беглов пока не сделал на этот счет никаких явных заявлений, и только его повышенная медийная активность и попытки изменить выборное законодательство под себя говорят о том, что он всерьез планирует избавиться от приставки "ВРИО".
Итак, кто же в Петербурге может бросить перчатку исполняющему обязанности губернатора Беглову на предстоящих осенью выборах? Так называемую парламентскую или "конструктивную оппозицию", представленную традиционно квартетом из КПРФ, ЛДПР, СР и примкнувшей к ним "Партией роста" рассматривать нет смысла — их представители абсолютно управляемые, как правило согласованные и назначенные Кремлем спойлеры, которые заведомо подыгрывают в спектакле, обеспечивая как бы конкурентность и демократичность процедуры как бы выборов. Кто сейчас вспомнит имена "конкурентов" из этих партий, допущенных в качестве кандидатов к участию в прошлых выборах губернатора, на которых практически без борьбы и участия в кампании "выиграл" Георгий Полтавченко? Боюсь, сейчас даже специалисты-политологи не сразу назовут их имена.
Конечно, выборы в Приморском крае или Хакасии показывают, что даже кандидаты-спойлеры имеют шансы, когда избирателям проталкивают и навязывают ненавистного всем кандидата-единоросса. Но это не про Петербург, город слишком важен, чтобы сдавать его случайным людям. Наверняка, таким образом, соперников основному кандидату подберут из самых что ни на есть никчемных и непроходных, этакого коллективного "бикбаева". Поговаривают, что коммунисты хотят поставить на 73-летнего пенсионера Бортко, которому это, похоже, не очень нужно. И не исключено, что эти выборы будут использованы для торга, например, за грант для съемок очередного фильма. "Альянсу зеленых", по слухам, и вовсе определили задачу в этот раз просто подобрать кандидата-женщину!
И в этом случае горожанам остается уповать на здравомыслие оппозиции, которая должна выдвинуть достойного соперника, готового бороться за пост губернатора Петербурга.
Тут тоже не всё просто! При всем, казалось бы, богатстве спектра питерской несистемной оппозиции реальных лидеров и конкурентов Беглову в этом спектре, к сожалению, оказывается не так уж и много. Да и никаких заявлений и движений с их стороны пока не слышно и не видно.
Просто напомню, как действовал Алексей Навальный, — за год до выборов президента России он не только заявился на ту кампанию, но и начал создавать штабы по всей стране. До выборов в Питере осталось чуть более полугода. И в ближайшее время оппозиции Петербурга просто необходимо определиться с сильным, независимым, проходным кандидатом, вокруг которого можно было бы объединиться всем, кто против транзита действующей власти. Кто бы мог стать таким единым кандидатом? Попробуем представить.
Итак, депутат ЗАКСа, журналист, "яблочник" Борис Вишневский. Он первым объявил о своих притязаниях на пост главы города. Борис Лазаревич, безусловно, является одним из самых заметных и известных депутатов петербургского парламента. Градозащитник, постоянный оппонент Смольного, участник протестных акций.
Помимо прочего, у Вишневского многолетние теплые дружеские отношения с председателем ЗАКСа Вячеславом Макаровым, который в последние годы выстраивал некоторую фронду губернатору Полтавченко и вряд ли захочет мириться с потерей позиции при новом губернаторе. (Что и было продемонстрировано на недавнем утверждении парламентом шести новых вице-губернаторов, когда депутат Максим Резник — тоже добрый товарищ Макарова — повозил "лицом по батарее" врио губернатора). Макаров, надо полагать, демонстрирует таким образом свои амбиции на роль первого лица в городе. Вступить в открытое противостояние Беглову он пока не может, потому что четко знает аппаратные правила, но, кажется, не откажет себе в удовольствии подставить тому подножку с помощью друзей-оппозиционеров. А в ситуации цейтнота, возможно, и самому претендовать на пост губернатора.
В общем, кандидатура Вишневского в теневом альянсе с Макаровым может быть разумным решением, если не принимать во внимание общий рейтинг "Яблока", который год от года катится вниз не без помощи лидера партии Григория Явлинского. Недавняя атака руководства партии на популярного в городе лидера питерских "яблочников" депутата ЗАКСа Михаила Амосова, его недемократичное смещение с должности, разгром самой сильной региональной ячейки партии и выдавливание из нее наиболее популярных политиков нанесли серьезный ущерб репутации некогда популярного в городе "Яблока".
К минусам кандидатуры Вишневского можно отнести отсутствие харизмы, постоянное мельтешение и желание попиариться на любой самой мелкой теме и общую непрезентабельность кандидата. "Неопрятного вида старикашка" — зло прокомментировали в Сети его амбиции на пост губернатора. Физиогномика — сомнительный метод определения характера и личности, но любой политтехнолог скажет, что электорату, особенно женской его части, милей будет скорее красавец-злодей, нежели добродетельный, но престарелый, лысый и бородатый кандидат. В защиту Вишневского стоит отметить, что и главный оппонент — может, и злодей, но тоже не красавец!
Следующий возможный кандидат — Ксения Собчак. Она пока не заявила о своих амбициях, но политологи не исключают ее участия в кампании. Правда, её желания маловато, решение о выдвижении Собчак опять, как и на выборах президента, будет зависеть не от ее "хотелок", а от решения в Кремле. Сочтут необходимым обозначить "демократического" кандидата, посчитают возможный процент и, если ущерба основному кандидату не будет, могут и еще разок позволить ей потроллить оппозицию.
Объективно шансы у Ксении Собчак в Петербурге невысоки. Кроме фамилии (которая далеко не у всех горожан имеет положительную коннотацию), ей предложить нечего. Она не участвует в жизни Петербурга, ее не видно на митингах и пикетах, она не комментирует происходящее в городе. После президентских выборов — полное затишье и небытие. Попользовали, заплатили и забыли. Представлять демократический спектр города гламурная дива могла бы, если бы после президентской кампании вместо корпоративов всерьез занялась политикой, строительством отделений партии по всей стране или хотя бы в Петербурге. Перебралась бы в родной город, учредила фонд, общественную организацию, возглавила бы отделение партии, занялась, например, коррупцией городских чиновников, отстаивала бы парки, скверы. Ни-че-го! Информационный вакуум, в который прорывается лишь скандальная семейная хроника...
Похожая, кстати, ситуация и с еще одной возможной претенденткой на губернаторский пост — c Оксаной Дмитриевой. На прошлых выборах губернатора ей не дали поучаствовать в качестве конкурента Георгию Полтавченко, она предсказуемо не прошла муниципальный фильтр. Но что дальше? Она пошла в городской суд, пыталась опротестовать эту норму Закона в КС, провела какую-то общественную кампанию в защиту честных выборов? Нет! Смиренно приняла итог.
Замечательное (для власти) качество Оксаны Генриховны — напоминать о себе только в период предвыборной кампании. Пять лет ее не видно и не слышно, а перед выборами она вдруг выскакивает как черт из табакерки и неожиданно становится защитницей униженных и оскорбленных, о чем и вещает чуть ли не из каждого утюга.
В активе у нее — пять месяцев работы министром труда в обанкротившемся правительстве Кириенко в далеком дефолтном 1998 году да многолетнее депутатство в Думе, также не отмеченные никакими заметными достижениями. Тем не менее ее традиционный электорат старшего возраста, наверное, верит ей просто в силу некоей привычки.
Избирателю требовательному нужны факты и доказательства реальной борьбы. Но их в биографии Дмитриевой как раз и не видно. Из опального "Яблока" перебралась в лоялистскую СР, затем в еще более спокойную гавань — "Партию роста", которую политологи называют искусственно слепленным администрацией президента симулякром "оппозиционной" партии.
В президентской кампании прошлого года "Партию роста" должна была, казалось, представлять Оксана Дмитриева как самый яркий и очевидный кандидат, но Дмитриева предсказуемо и без борьбы сдала позицию абсолютно серому и совершенно не избираемому Борису Титову, техническому кандидату, которого утвердил Кремль. Тем самым еще раз подтвердив, что она не боец и постоянно готова к сговору с властью.
А вот действительно достойным кандидатом в губернаторы могла бы стать другая женщина-политик — экс-депутат Заксобрания Марина Шишкина, возглавляющая городское отделение партии "эсэров". Марина Анатольевна зарекомендовала себя порядочным, честным и открытым политиком, что в наше время считается чуть ли не оксюмороном. На саму эту партию надежд никаких, в том числе и на реальное согласование руководством кандидатуры Шишкиной для участия в выборах губернатора. Там тоже, похоже, всё регулирует Старая площадь. Но вот Марина Анатольевна не раз показывала характер и бескомпромиссность в отстаивании своих принципов и убеждений. За что, скорее всего, и поплатилась креслом в ЗАКСе. В общем, для регистрации кандидатом ей, очевидно, придется преодолевать не только муниципальный фильтр, но и сопротивление партийного начальства. А вот для борьбы за пост губернатора она обладает всеми необходимыми качествами.
Еще один экс-депутат ЗАКС — Сергей Гуляев тоже может поспорить с Бегловым за пост губернатора. У него с нынешним ВРИО давняя история взаимоотношений. На борьбе с Бегловым — тогда еще главой Курортного района — Гуляев стал депутатом и за последующие годы накопил серьезный кейс по своему оппоненту. Гуляев был одним из самых заметных парламентариев — человек, который не раз доказывал, что реально может повести за собой людей, ему по силам возглавить и уличный протест, и объединенную оппозицию на выборах. Честен, не амбициозен, не состоит ни в каких партиях, прекрасный полемист, последовательный оппозиционер, враг №1 экс-губернатора Матвиенко. Ветеран афганской войны, участник боевых действий в Чечне. Дружит с Навальным. Постоянный участник всех протестных акций. На выборах губернатора Ленинградской области, представляя несистемную оппозицию, был единственным заметным оппонентом Дрозденко. Ожидаемо не прошел тогда муниципальный фильтр (набрал чуть более двух десятков подписей), но тем не менее основательно взбудоражил серую кампанию.
Сейчас, по некоторым данным, Гуляев активно встречается с муниципальными депутатами, якобы обсуждая реформу муниципального управления (он был автором довольно смелого и даже радикального, непринятого ЗАКСом СПб "Закона о местном самоуправлении"). О чем на самом деле договаривается Гуляев с местными депутатами, можно только догадываться.
Из минусов кандидата — у Гуляева нет ни партийной поддержки, ни финансовой, да и со времени его работы в ЗАКСе СПб и организованных им массовых Маршей несогласных 2007–2008 годов о нем подзабыли горожане. Но он из тех людей, кто может быстро и громко напомнить о себе. Особенно если решит бороться с Бегловым.
Далее по списку. Еще одним из кандидатов от "Партии роста" может стать соратник Дмитриевой депутат Максим Резник. Максим Львович недавно ярко потроллил Беглова при утверждении вице-губернаторов, заставив врио губернатора бежать из зала заседаний парламента. Это хороший ход! Но при всем уважении к личности кандидата, у Резника неизбежно возникнут такие же проблемы, как и у Дмитриевой, — "Партия роста", скорее всего, будет действовать по указке Кремля и вряд ли выдвинет из своей среды сильного соперника слабому Беглову. Самому Резнику обязательно напомнят его "договорняки" на выборах 2011 года, когда он, по сути, сдал "Яблоко" Макарову и Зарагацкому при распределении мест в парламенте.
Ну и в заключение мысли о том, кто мог бы стать идеальным губернатором нашего города. Во-первых, любой из вышеперечисленных был бы лучшей перспективой, чем Беглов. Но, "если бы губы Никанор Ивановича да приставить к носу Ивана Кузьмича", то идеального губернатора для культурной столицы вполне бы можно было представить в собирательном образе из таких людей как Сергей Цыпляев, Юрий Болдырев, Владимир Рыжков, Марина Шишкина, Сергей Гуляев, Алексей Навальный и Евгений Ройзман. Жаль, место всего одно. Но объединиться в такую команду, чтобы отстоять Петербург, этим людям ничего не мешает.