Пересказывать, пожалуй, самую популярную и известную сказку А.С. Пушкина "О золотой рыбке" нужды нет, поэтому и позволю себе вольность, возьму смыслы, заложенные в ней, и, оттолкнувшись, перейду в день сегодняшний. В чем один из смыслов, или, как сегодня модно говорить, месседж, сказки — попавшись на крючок, придется участвовать в игре тебя на крючок поймавшего. Как минимум до той поры, когда ловец по своей или по чужой воле не перейдет границу.
Известно, что творческий человек раним, ему часто не хватает признания, даже если оно всенародно, ему хочется признания от власти. Регалий, званий, орденов, премий — ведь во многом именно они обеспечивают дополнительные преимущества для себя любимого, да и для семьи. Не хочется о грустном, но право быть погребенным на Новодевичьем кладбище для многих является ласкающей честолюбие целью. Этим с успехом пользуется власть, одаривая званиями и орденами, которые в реалии как минимум со времен орденоносного Л. Брежнева во многом обесценились. Тех, кто готов ухватить эту наживку и повиснуть на крючке преданности, обязанности власти, она, власть, всячески примечает и поощряет. Конечно, власть внимательно следит, чтобы не нарваться, и тем, кто не готов заглотнуть "золотого червячка", свои подачки не предлагает. Отличный пример — С.Ю. Юрский уходит Великим артистом, хотя за последние 8 лет получает только нагрудный знак Министерства культуры и никакого звания! Почему? Потому, что мог и не принять, дорожа прежде всего своей независимостью — Свободой, столь необходимой художнику с большой буквы, и совестью, не позволяющей прикарманивать чужое. Во многом именно благодаря Свободе талант раскрывается в полной мере и остаётся на века! Надолго переживая физический век, отпущенный художнику. Сергей Юрский в российской культуре, театре, кинематографе остался навсегда и не народным артистом РСФСР, а НАРОДНЫМ АРТИСТОМ! Как таковыми остались и Фёдор Шаляпин — первым получивший звание народного артиста республики от коммунистического правительства, однако, несмотря на это, уехавший от их "золотой клетки" в свободный мир. Такими были не удостоенные званий и орденов Александр Галич и Владимир Высоцкий, многие другие. Многие, но в общем количестве граждан страны, увы, малочисленные. Впрочем, Свободных в стране, воспитанной на раболепии, много быть не может.
В противовес сказанному выше, сцену Большого театра в спектакле "Нуриев" топчет — остальные танцуют, поют, а он именно топчет, но зато он народный артист России?! — артист МХАТ им. Горького И. Верник. Попробуйте отгадать, как долго будет жить память об этом артисте в народе? Подобных примеров можно привести множество, в том числе и когда наследники, носители славных театральных фамилий, но всё-таки сильно уступающие своим великим предшественникам, обгоняют их в званиях и государственных почестях. Для власти важны фамилии, а не талант. Готовая прислуживать серость куда полезней власти — яркости таланта, который легко затмевает собой серость власти.
Буду честен. Задуматься об этом пришлось во время очередной передачи "Время покажет" 01.03.2019. Разговор зашёл о награждении М. Жванецкого в связи с очень солидным и достойным возрастом, и реакции на это на его исторической родине — в Украине. Напомню, в соответствии с законом, принятым в 2018 году Верховной радой Украины, она — Украина подверглась агрессии Российской Федерации. В связи с этим часть общества Украины воспринимает, естественно, людей, принимающих награды государства противника, без восторга и задается вполне естественным вопросом: почему орденоносец страны-агрессора может выступать в стране, подвергшейся и подвергающейся с ее признанной в мировом сообществе позиции жертвой этой агрессии? Кому больше нужно это награждение — артисту, который любим народом, или власти, которая таким награждением пытается себя реабилитировать — спрятаться за широкой спиной авторитета таланта? Уверен, понимающим ответ очевиден.
В конце 20-х годов — в 30-е годы в титрах, программках так и писалось "орденоносец" + звание артиста. Артистам это, безусловно, давало прибавку в зарплате, льготы на получение квартиры, машины, пайка и даже право на Новодевичье кладбище. Государству это давало возможность утверждать, что советская власть способствует расцвету талантов. Можно подумать, что до советской власти таланты не находили, не пробивали себе путь на сцену и к признанию обществом. Страшно подумать, но даже в фашистской Италии или национал-социалистическом Третьем рейхе тоже творили талантливые артисты (артист в данном случае, разумеется, в самом широком смысле понятия), и по отношению к ним тогдашняя власть действовала примерно таким же образом, всячески пряча свои чёрные дела за спиной таланта. Тем, кто пошёл на такой компромисс, потом пришлось в ходе процесса денацификации не без труда доказывать свою непричастность к преступлениям власти. Подобная ситуация смены режима сильно повредила и многим излишне обласканным советской властью, уже в годы перестройки вынужденным на своей шкуре испытать нелюбовь коллег по цеху к советским героям. Возможно, правило Запада, где есть только почитаемые публикой артисты — звёзды и нет заслуженных или народных орденоносцев, наиболее верно. Оно оставляет артисту свободу непричастности к власти, если он сам, конечно, не захочет обратного.
В любом случае каждый сам решает свою судьбу. Но стоит помнить о той самой старухе, которая в результате чрезмерных своих запросов оказалась у разбитого корыта. Не боюсь ещё раз повториться — дорожить стоит только своей свободой и своим талантом. Остальное преходящее, шелуха, не более того.