Что такое урбанизм? Когда читаешь Джейн Джекобс, классику урбанизма, понимаешь, что урбанизм - это отрицание центрального планирования и командно-административного подхода к устройству города в пользу творческой самоорганизации людей. С точки зрения Джекобс главная задача планировщика - создавать условия способствующие этой самоорганизации. Высокая пешеходная доступность - одно из таких условий.
И здесь важно понимать контекст - значительная часть главной книги Джекобс ("Жизнь и смерть больших американских городов") посвящена критике старых американских планировщиков, которые нашинковали города на изолированные районы и субурбаны - перебираться между ними можно было только на авто. Для Джекобс враг не автомобиль сам по себе, а система городского зонирования, порезавшая живую социальную ткань города. А пешеходные зоны - не самоцель, а средство обеспечения городского разнообразия и самоорганизации горожан.
Но что же до нынешних "авторитарных урбанистов", которые стремятся осчастливить нас велодорожками и платными парковками? Их главный враг - это автомобиль. Почему? Потому что. Главная цель - общественный транспорт. Зачем? Да вот затем. Уже понятно, что весь смысл, который вкладывала в это Джекобс, оказывается потерян. Более того, в своем крестовом походе против автомобилей, авторитарные урбанисты стремятся к тому, что Джекобс считала корнем всех зол - к дирижизму и принуждению.
Очередное подтверждение: перевод статьи на сайте друзей московской мэрии Каца и Варламова. Вкратце суть: "Убер" - это плохо т.к. люди ездят на машинах вместо общественного транспорта. Способствует ли "Убер" самоорганизации и разнообразию города (очевидно, что скорее да)? Почему люди вообще предпочитают "Убер"? Нет, для сторонников антиавтомобильного культа такие вопросы излишни.
Сравнения с меланезийским "культом карго", понятное дело, уже набили оскомину. Однако здесь то самое - когда заимствуют внешние элементы напрочь забыв о сути. Авторитарные урбанисты забыли с чем действительно воевала Джекобс (с зонированием, центральным планированием и т.д.), зато с фанатичным рвением усвоили сугубо вторичную тему про "мир пешеходам, войну авто".
! Орфография и стилистика автора сохранены