Уход Людмилы Алексеевой справедливо назван "уходом эпохи". Эпоха либеральных иллюзий о влиянии на режим, сотрудничестве с ним, с шампанским, с получением кремлёвских орденов (в знак "конструктивного диалога") - определённо подошла к концу. Ресурс "сотрудничества" вычерпан до дна.
К финалу 20-летнего правления очевидно, что системным либералам отведена роль "прикрытия". Режим содержит всевозможные советы по "правам человека" в целях выживания системы и продления преступных полномочий.
Алексеева принадлежала к поколению советских диссидентов, для которых путинский режим был намного человечнее "совка". Чем и пользовался кремль, играя на страхе прошлого. Лишь бы не было войны, лишь бы не возврат к сталинизму и ГУЛАГу, - ради этой установки можно было ездить в кремль, получать из рук "вождя" ордена и бокалы с шампанским.
По сути, это был негласный контракт с властью, когда в обмен на "малые победы" правозащиты режим получал легитимность и поддержку от либеральной части общества.
Являясь на "совет нечестивых", вы спасали отдельных лиц, но укрепляли формат нечестивой власти. Думаю, что Алексеева это прекрасно понимала. Поднимая бокалы с Путиным, знала о роли в этом "контракте". Но полагала, что "победы" (пусть и малые), спасение людей, стоят её личной репутации.
Это не было предательством идеалов, - но, скорей, печальной иллюзией (родом из 60-х) о том, что в "контрактах" с насильником можно выгадать в пользу общества.
Проблема, однако, в том, что спасая отдельных узников, вы неизменно продлеваете право людоеда выбирать себе новых жертв. Выцарапывая с его людоедских тарелок живых людей, - вы укрепляете право мерзавца сидеть во главе стола.
Потому что стол он накрывает при вашем участии. Пытаясь влиять на его "меню", вы обречены сидеть с ним за соседними приборами, величая его как хозяина. Печальная участь, расстрельная должность.
Не удивительно, что главный людоед готов посетить прощание с "оппонентом" с новым букетом цветов. Даже после смерти "контракт" продолжает действовать. Из гроба попросить уже нельзя, - зато вы и в гробу продолжаете работать на миф о рукопожатности.
Конечно, компромисс - судьба правозащиты. Есть тяжелая работа - общаться с негодяями. Но я никогда не мог понять, зачем при этом с ними пить, приятно улыбаться, заседать в советах, принимать букеты и вешать цацки на грудь.
Думаю, эпоха диалога исчерпана полностью. Как бы ни старалось системное сообщество справляться с ролью фигового листа, - дубинка полицейской "вертикали" торчит всё заметней.
Эпоха декораций уходит в прошлое. Потому что плата за продление дней путинизма - растёт с каждым годом.
И чем скорее "либеральная общественность" перестанет подпирать режим своим со-участием, - тем быстрее закончится его преступная биография.
! Орфография и стилистика автора сохранены