Нынче в Приморье внаглую перерисовали губернаторские выборы, украв голоса у местного олигарха-застройщика от КПРФ в пользу едроса. Публика негодует, политологи пишут об "окончательной дискредитации института выборов". Хотя казалось бы, что здесь дискредитировать еще больше? Нынче 2018-ый на дворе, а не 2008-ой.
Для того, чтобы перестать поражаться таким мелочам следует понять одну простую вещь - к российским выборам попросту нельзя подходить с политологической линейкой. Деления этой линейки заточены для измерения реальности западных стран с их старыми политическими институтами, аккумулирующими интересы разных социальных групп. Но нашу реальность следует описывать иным, более подходящим языком.
Каким именно языком? Разумеется, языком антропологии. Бывает так, что вещи и явления чем-то похожи, но при этом совершенно различны. В США строят самолеты из пластика и металла, в Меланезии - из навоза и соломы. Самолеты в США нужны, чтобы летать. Но это не значит, что самолеты туземного "культа карго" не выполняют никакой функции. Наверняка, в создании соломенных самолетов участвует множество людей, от мала до велика - это важный социальный ритуал, который сплачивает все племя.
Вот и у нас так же. Российские выборы - вовсе не механизм политической борьбы. Это социальный ритуал, который объединяет все сословия вокруг одной цели. Это мероприятие в рамках которого все, от лощеных геев из АП до живущей впроголодь сельской училки, работают на выполнение спущенного сверху плана фальсификаций. Все становятся соучастниками одного большого преступления - это сплачивает, подобно необходимости пролить кровь для вступления в криминальное сообщество.
К тому же, для нижестоящих ритуал носит унизительный характер. Им приходится идти на риск и преступление без какой-либо выгоды (если не считать таковой сохранение рабочего места). Бюджетников и вовсе сгоняют как подневольный скот. Но в этом унижении и вся суть. Во многих людских сообществах, от армии до студенческих клубов, людям приходится проходить через унижения, которые выполняют роль "социального клея", подстегивая лояльность в отношении группы (не просто так же я страдаю, верно?).
И, наконец, представители всех сословий, насаженных на выборную вертикаль, объединяются против общего врага. Враг - это наблюдатели и прочие “кому больше всех надо”. В день выборов мент, училка и чиновник-миллионер единым фронтом сражаются с этим врагом, словно разношерстные расы Средиземья против армии Саурона.
Смотрите на наши “выборы” сквозь эту призму и вас ничего не будет удивлять. Фальсификации и обман здесь - не отклонение, а самый важный элемент.
! Орфография и стилистика автора сохранены