Есть мнение, будто интернет шейминг - это проявление “рынка репутации”. Но с тем же успехом можно назвать “рыночными” суд Линча или стихийный погром. Ведь что такое рынок? Механизм распределения ресурсов, в рамках которого польза для индивида может совпадать с общественной пользой. Например, лесоруб продает древесину производителю через цепочку посредников. Каждый в этой цепочке действует преследуя собственную выгоду, но конечным результатом является общее благо - к примеру, производство карандашей. Так работает “невидимая рука”.

Но несложно заметить, что речь идет об ограниченных ресурсах. Лесоруб не может продать одно дерево дважды. А производитель плохого товара в итоге разорится. На рынке люди несут ответственность за свои решения, благодаря этому работает “невидимая рука”. Но все иначе, когда речь заходит о ресурсах, доступ к которым нельзя ограничить (ими можно пользоваться, не неся ответственности). Поэтому общинное поле будет подвергаться гиперэксплуатации (“трагедия общин”), а свободное копирование информации лишает авторов мотивации к труду.

В случае с деловой (рыночной) репутацией задействованы ограниченные ресурсы - к ней относятся всерьез потому, что на кону стоят реальные деньги. Но как обстоит дело в случае онлайн-шейминга? Осудив соцсетях “наташку, которая путается с неграми” или “русофобку из Леруа”, человек ничем не рискует - это аттракцион с нулевыми издержками и очевидными выгодами в виде virtue signaling (“посмотрите, какой я хороший”). Поэтому желающих обвинить кого-то большой толпой всегда вагон, но предложи тем же людям свидетельствовать в суде, где прописана ответственность за ложь и клевету - всех тут же как ветром сдует.

Сейчас в американских соцсеточках шеймят женщину, которая убила на охоте африканского жирафа. Жираф погиб в пожилом возрасте, а охота была легальной (за счет нее живет страна в т.ч. поддерживая популяцию дикой фауны). Но разве кого-то волнуют такие нюансы? Ведь у шеймера в интернете не больше мотивации вникать в суть вопроса, чем у пастуха переживать за сохранность общинного поля. Поэтому стихийный шейминг и рыночная репутация - принципиально разные вещи.

Михаил Пожарский

t.me

! Орфография и стилистика автора сохранены