Интересный аспект возник в результате обсуждения читателями моей вчерашней статьи об английских убийствах. Цитирую пользователей.
Elena Wild. Муж показал мне интервью Гарри Каспарова LA Times. Он рассказал, что его не раз спрашивали, почему он выбрал Нью-Йорк, а не Лондон. Так вот, больше не спрашивают...
Natali Kochubey. А чем Нью-Йорк безопаснее Лондона?
Резонный вопрос. Но ведь действительно: ни в Нью-Йорке, ни вообще в США нет ничего подобного кажущейся уже бесконечной череде убийств российских беглецов в Великобритании.
Почему это так, у меня есть свидетельство человека более чем компетентного в данном вопросе. Это Олег Калугин, бывший резидент КГБ в Америке, бывший руководитель управления внешней разведки органов, одно из отделений которых как раз и занималось ликвидацией предателей-перебежчиков. Так что Олег Данилович знает, о чем говорит.
Именно Калугин во времена перестройки, выступая по советскому телевидению, рассказал, что болгарский писатель-диссидент Георгий Марков был убит в 1978 году в Лондоне (! — вот еще когда Лондон был небезопасным убежищем для диссидентов! — В.З.) по требованию Тодора Живкова болгарскими спецслужбами. Убит он был уколом зонтика, в который была вмонтирована ампула с ядом. Зонтик с ядом были предоставлены болгарским чекистам советскими коллегами.
Сам Калугин в 1995 году эмигрировал в США, где делал заявления в прессе и давал свидетельские показания в судах, разоблачающие деятельность российских спецслужб. В 2002 году по приговору Московского окружного суда он был лишен всех званий, государственных наград и заочно приговорен к 15 годам лишения свободы. Путин, который в бытность работы в ленинградском КГБ был одним из трех тысяч подчиненных Калугина, в 2000-м году, когда он был еще и.о. кандидата на пост президента, публично назвал Калугина предателем.
Несмотря на это, Олег Калугин все это время живет в США не таясь, ведет активную общественную деятельность, нисколько не опасаясь за свою жизнь. Как такое стало возможным, он рассказал на канале RTVi в интервью Виктору Топаллеру (недавно, увы, умершему) в одной из передач цикла, который так и назывался — "В Нью-Йорке с Виктором Топаллером". Интервью с Калугиным вышло в эфир 17 декабря 2011 года. Вот распечатка интересующего нас отрывка из этого интервью.
Олег Калугин. Управление внешней разведки имело 8 отделов. Пятый отдел занимался проблемами внутренней безопасности (безопасности самого КГБ. — В.З.). Иногда он отслеживал собственных сотрудников, если они попадали в подозрительную историю, но он имел еще одну функцию: поиск бывших сотрудников, предателей, где бы они ни находились, чтобы выполнить меру по советским стандартам. Речь шла о вынесенном военным трибуналом приговоре, надо было привести его в исполнение. Это то, чем управление "К" занималось.
Виктор Топаллер. Вы о "карающем мече революции", карающем за пределами страны, знаете не понаслышке. Вы знаете, как это работает. Что генерал-майору Калугину, безусловно, предателю, по словам одного бывшего вашего подчиненного, который неоднократно говорил, что враг это одно, а вот предатель это предатель, с ним разговор короткий — что вам позволяет находиться в уверенности — а вы ведете открытую жизнь — что кто-то из ваших приятелей в Вашингтоне чайку вам не поднесет, к машине не подойдет? Наверное, у генерал-майора КГБ есть основания полагать, почему он может ну если не совсем спокойно, то относительно спокойно спать.
Олег Калугин. Дело в том, что я хорошо знаю историю органов госбезопасности в мире в целом, а на территории Соединенных Штатов особенно. Я могу сказать, что ни одного убийства на территории Соединенных Штатов, организованного органами безопасности СССР или России, не было. Единственно, это когда в 40-м году был убит Троцкий, но это было на территории не Соединенных Штатов, а Мексики. Но с тех пор ни одного случая, никто не был тронут. Убить кого-то в Америке — это одно, а в Лондоне спокойно можно отравить...
Виктор Топаллер. А в чем принципиальная разница между Лондоном и Вашингтоном?
Олег Калугин. Дело в том, что Лондон, особенно его деловая часть, была и до сих пор остается в очень активных коммерческих отношениях с Россией. Британский деловой мир не заинтересован в ухудшении этих отношений. Америке в этом отношении безразлично. Америка никогда не являлась составной частью российского экономического развития. А для Англии потеря возможностей, потеря сырья, потеря деловых связей...
Виктор Топаллер. То есть, вы хотите сказать, что Америка со времен вашей работы в КГБ, вашим руководством разведкой КГБ и по нынешние времена, Америка в плане ликвидации бывших российских и советских граждан является табу для ЧК?
Олег Калугин. Да, это мое твердое убеждение. Я это могу еще раз подтвердить тем фактом, что ни одного политического убийства на территории Соединенных Штатов не было.
Хотя в США — добавлю уже от себя — "предателей" и просто "врагов" режима (в классификации Путина), наверное, не меньше, чем в Великобритании. Похоже, что там были какие-то — еще со времен СССР — негласные договоренности на этот счет. Или просто понимание, что политическое убийство в США не сойдет так просто с рук, как убийства в других точках планеты.
Тут могут, конечно, напомнить о, скорее всего, убийстве в 2015-м году в Вашингтоне Михаила Лесина. Но Лесин все-таки выпадает из привычного ряда: он не беглец, тем более не оппозиционер — матерый путинский чиновник. Но он должен был давать показания министерству юстиции США против банды Путина и, возможно, у главаря банды просто не было другого выхода, как отдать приказ о его ликвидации. В любом случае это исключение, без которого не бывает правила.
Кроме того, надо всегда помнить, что ломать сложившиеся международные устои и договоренности — это фирменный стиль Путина, так что я бы на месте Штатов и российских беглецов в США не благодушествовал, а был начеку. Думается, Григорий Родченков очень правильно сделал, что, не доверяя пресловутому табу на убийства российских граждан в США, изменил внешность. Это тем более дальновидно, что Путин, как мы помним, публично пожелал Родченкову здоровья.
Береженого Бог бережет.