Опять огорчил Виктор Шендерович. Нет, он честно признается, что тоже, как и все мы, испытал удовольсвие, когда свой стакан воды в морду получила, наконец, распоясавшаяся скотина, привыкшая считать, что подобные формы выражения свой позиции являются ее исключительной монополией. Как доминирующего самца. Но дальше Шендерович начинает с грустью рассуждать о том, что в либеральной среде становится доблестью "перехамить хама".

Периодически возобновляющиеся дискуссии о том, как себя вести, когда сталкиваешься со скотством, выявили любопытную вещь: наша "прогрессивная общественность" далеко не всегда различает скотские взгляды и скотское поведение. Вот есть люди с фашистскими или сталинистскими взглядами, каковые я считаю взглядами, безусловно скотскими. Кстати, я считаю скотскими не только фашистские и сталинистские взгляды. Практикуемые в совсем ином сегменте идеологического спектра формы "быдлоборчества" для меня не лучше.

Можно ли общаться с людьми, взгляды которых ты считаешь скотскими? Можно ли вступать с ними в идеологические дискуссии? На мой взгляд, можно, если соблюдать при этом некоторые несложные правила и ограничения. Не пить с ними на брудершафт. Держать дистанцию. Иное дело, когда ты сталкиваешься со скотским поведением. Когда твой "оппонент" начинает хулиганить, хамить, оскорблять. Тут просто надо давать отпор, не отходя от кассы. И это не называется "перехамить хама".

Особенно, если речь идет о такой специфической форме оскорблений, как "оскорбления сексуального характера". Что означают подобные оскорбления в "культурном" плане? А они означают, что тебе символически лезут лапами под одежду без спросу. Это такое демонстративное "вторжение в личное пространство". Не просто скотство. Дистиллированное скотство.

И вот на это надо отвечать сразу в морду. Однозначно. Хотя бы водой. Нет возможности дать в морду, хотя бы скажи: "Ты – скотина!" Это ведь тоже такая символическая пощечина. Это не значит "перехамить хама". Это – нормально. Освящено многовековой культурной традицией. Да, не все традиции надо отбрасывать.

Если бы у нас не пренебрегали этой традицией, то, возможно, не процветала бы откровенная неряшливость в отношениях с людьми скотских взглядов. Когда "Эхо Москвы" крутит рекламный анонс одной из своих программ, в котором хорошо знакомый голос игриво вопрошает: "Где Алексей Алексеич Венедиктов?" – это невероятная неряшливость, неразборчивость, нечистоплотность. "Милый прикольный дедушка" регулярно требует нанести ядерный удар хоть по кому-нибудь. Вы же не будете мило щебетать с человеком, говорящим: "Мало их в Холокост давили, жаль, что не всех"?

Александр Скобов

Facebook

! Орфография и стилистика автора сохранены