Десять дней назад, 10 февраля, в лучший мир ушёл Мирослав Попович. Академик, философ, человек. На моём столе лежит подаренная им книга "Кровавый век" с дарственной надписью...
В книге, точнее в философском историческом фолианте, изданном в 2015 году на русском языке, 992 страницы. Сказать, что это титанический труд — не сказать ничего. История ХХ века — страшная, это знает любой человек. Историк знает больше, перед ним должны быть открыты не только эмоции, но и документы. Увы, дорогу к ним было так сложно, а порой и небезопасно найти в СССР, да и теперь на архивах всё больше замков, а в них пустых ящиков с навсегда извлечёнными документами. Философу ещё сложнее, он не только излагает факты, он осмысливает, что привело к тем или иным событиям, как они воспринимаются с той или иной стороны, как влияют на настоящее, будущее. Автору, по его собственному выражению, было важно оценить смыслы, понять историю, не всю тысячелетнюю и даже более длинную, а последнего, самого короткого, но пока, не дай Бог, и самого кровавого века.
По известному изречению ХХ век начался не в 1900 году, нет — несмотря на некоторые потрясения 1905 года, всё происходившее вполне вписывалось в картину ХIХ века. Начало нового исторического этапа положила Великая Война — I Мировая, начавшаяся в 1914 году. "Призрак", бродивший по Европе гомункулом, Франкенштейном, разрушил не идеальный, но мир. Кризис мировой цивилизации вылился в величайший разлом, возможно, по своим последствиям, злободневным даже в наши дни, сравнимый только с титаническим разломом континентов. Правомерность этого сравнения могут оспорить географы, палеонтологи, геологи... Не настаиваю. Время прошло ещё совсем мало — всего век. Век, вместивший в себя две мировые войны, век, в который страшное проклятие человечества, война, из дела профессионалов и политиков перешло в проклятие и ужас "непрямых потерь", которые захлестывают девятым валом любые военные. Марш "Призрака" закончился в 1991 году. Можно сказать, что именно тогда, в новогоднюю ночь 1992 года закончилось проклятие, закончился страшный, короткий век. Начался ХХI, который, то ли перещеголяет предыдущий, то ли подарит человечеству надежду на новые века.
Пересказывать книгу выдающегося ученого не стоит, лучше найти её на русском или украинском языках и прочитать. Возможно, кому-то вдумчивому, внимательному это поможет найти ключи к пониманию происходящего. Возможно, кто-то просто узнает те исторические факты, которые Академику оказались доступны, а простым людям всё ещё, или уже нет. Возможно, кто-то даже задумается, Мирослав Попович сделал всё, чтобы так было. Я упомяну только названия трёх разделов книги: "Первый кризис западной цивилизации — Мировая Война", "Второй кризис западной цивилизации — коммунизм и фашизм", "Третий кризис западной цивилизации — "холодная война". Как видите, все разделы вполне соответствуют постоянным темам на ток-шоу различных телеканалов и заголовкам СМИ, вопросам, ставящимся на различных конференциях, обсуждаемых с горячностью или трезвостью на международных переговорах. Да, книга сосредоточена на западной цивилизации, но разве возможно отделить сегодня Запад от Востока? Увы, современные технологии достигли слишком больших скоростей, в том числе и скоростей разрушения. Все предлагаемые альтернативы западному цивилизационному пути так или иначе либо идут его дорогой, либо отмечаются слишком кровавыми следами в истории человечества. Так что это книга обо всех и для всех, как и должна быть работа философа. Ему, философу, не обязательно соответствовать сиюминутности момента, философ не зависит от воли вождей и вождиков, он смотрит в вечность и помогает другим заглянуть в неё.
Мирослав Попович ушёл в эту вечность. Его уход — большая потеря для Науки, для Украины, для Польши, для России, для Европы — не так много ХХ век оставил нам честных, если хотите даже совестливых учёных. Увы, человек слаб перед соблазнами и насилием, тем ценнее для нас, людей, наследие Мирослава Поповича, тем тяжелее утрата.
Бог даст — "Кровавый век" займет своё важное место на полках, но уйдет из нашей жизни.
Григорий Амнуэль 19 февраля 2018 года — на девятый день...