Несмотря на всеобщие усилия преодолеть вековой "общественный раскол" старательной коллективной амнезией (чем картинно возмутился ИПД - "известный политический деятель"), 7 ноября наверняка вызовет подъем уровня публикаций о "беспощадном историческом эксперименте" и о разрушенной культуре - великой и прекрасной.
Сейчас я не буду рассуждать о том, кто несет бОльшую историческую вину за семь десятилетий тоталитаризма и за выпущенного в мир демона коммунизма (какой там джинн из сосуда для подмывания*, наспех запечатанного старым еврейским королем, демон, прорвавшийся через неумело сделанную пентаграмму!) - обезумевшие от жажды стать социальными демиургами, или народные массы, сладострастно принявшие долгожданную архаизацию.
Я просто предлагаю всем сочувствующим народам, которых давила и терзала неимоверная по жестокости и цинизму диктатура, точно также отнестись к мусульманам, ставшим жертвой того, что Салман Рушди назвал "религиозным фашизмом".
В своей мемуарной книге "Джозеф Антон"** он сетует, как знакомая ему с детства, красивая, мудрая и терпимая мусульманская цивилизация (он - из обедневшего рода кашмирской, т.е. индийской и пакистанской одновременно, "могольской" аристократии) калечится и деформируется "политическим исламом".
И для понимания мира в его целостности представляйте на месте фанатичных толп советские и китайские митинги ненависти. И все слова про обманутых и старательно озлобленных большевиками русских и китайцев приберегите для мусульман. Представьте, что некий американский культуролог, изучавший в 40-е годы исторические корни ленинизма, с целью окончательной победы над "сатанинским безбожным коммунизмом", предложил запретить русское православие? Но мы же уже привыкли читать, что ислам - это не религия, а "идеология".
Только прошу сделать небольшое усилие и представить, как видели западное христианство рубежа 17 века - с гугенотскими войнами, инквизицией и сожжением Джордано Бруно в центре Рима - в Индии эпохи Акбара Великого.
И еще немного о Салмане Рушди. После фетвы Хомейни*** наиболее последовательно и демонстративно в его защиту выступили сенаторы США - из числа ярых антикоммунистов, доказывавшие, что защита ценностей демократии важнее заигрываний с Брежневым, а также интеллектуалы - беспощадные критики американского истеблишмента, и те литераторы в Западной Европе, кто нападал на капитализм с леводемократических позиций.
А за то, чтобы Рушди "заткнулся" и покаялся, выступали как правые консерваторы (одновременно считающие, что Свободный мир должен договориться с Кремлем о разделе сфер влияния, и за то, что любое "святотатство" предосудительно), так и левоцентристы (одновременно поддерживающие "разрядку напряженности" и позицию, что "каждая сторона - неправа в своей ожесточенности", и киллеры аятолл, и скрывающийся писатель).
И если вспомнить мой метод поиска "зеркальности", то мы увидим, что в 30-50 годы наиболее последовательными критиками и разоблачителями сталинизма были не только западные троцкисты, но и уже старые эмигранты-меньшевики.
В то время как сталинизм выгораживали не только коммунисты и им сочувствующие, но и "реалистические консерваторы", видевшие в Сталине, а потом и в Брежневе "нормальных империалистов", с которыми "можно договориться".
___________
* А что, была версия, что у Сулеймана ибн-Дауда по углам дворца валялись пустые бутылки из-под "Кармельского полусухого"? Нечистое - в нечистое.
** Его псевдоним под прикрытием во время жизни под защитой "ирландского отряда" Скотланд-Ярда - в честь Конрада и Чехова.
*** Болгарского диссидента писателя Георгия Маркова убили в Лондоне в 1978 году отравленным зонтиком безо всякой фетвы - по приказу Андропова и Живкова.
! Орфография и стилистика автора сохранены