30 октября в Москве на пересечении Садового кольца и проспекта Академика Сахарова, наконец, будет открыт памятник жертвам политическим репрессий ХХ века, явившихся следствием событий столетней давности. Наверняка на открытие прибудут те или иные первые лица и будут сказаны те или иные трогательные слова, не совсем совпадающие с тем, как оцениваются эти жертвы в телевизионных шоу, заполняющих эфиры страны. Но статья не об этом.
Скульптор Георгий Франгулян победил на открытом конкурсе, но статья и не об этом. И не об открытости или не открытости конкурсов. Тем более не о достоинствах или недостатках скульптуры и ее творца. Каждый скульптор имеет право на сове виденье и своё творчество. В любом случае Г. Франгулян — скульптор, в отличие от персонажа многих ток-шоу, активно продвигаемого "военно-истерическим" обществом и заполняющего город своими, услужливо сделанными, персонажами-колоссами. Но статья и не об этом.
Конечно, можно поговорить о целесообразности огромных затрат на памятник в том числе и из бюджета города, в котором не решены ещё многие куда более актуальные проблемы. Но не это тема статьи. Скульптор, архитектор предложили, жюри утвердило, чиновники выделили бюджет. Всё по закону, всё на их совести. В любом случае памятник будет стоять на месте, отведенном ему, и займет своё важное место в монументальном украшении города и увековечивании исторической памяти страны.
Я хочу поразмышлять чуть-чуть о другом. О месте установки этого памятника и о месте, которое он займет в нашей жизни и истории. Итак, памятник размещен на пересечении одной из главных магистралей столицы России Москвы — Садовом кольце с проспектом Академика Сахарова. На первый взгляд логично и правильно. Можно даже прочертить черту от площади Трех вокзалов к Лубянке, и она практически пройдет по этому месту. Именно по этому направлению ехали "черные воронки" и страшные фургоны, камуфлированные под развозку хлеба, с живым грузом, отправляемые всесильной организацией в небытие. Всё логично? Не совсем.
Попробую объяснить ход моей мысли. Это пересечение двух магистралей всегда наполнено большим потоком машин, а пешеходов тут не очень много. Вокруг больше учреждений, чем жилых домов. Т.е. большинство будет видеть этот памятник из окна машины, проезжающей данное место на скорости. Надеяться, что в традицию станет отмечать проезд мимо этого памятника гудком — сложно, да и немногочисленных жителей прилегающих домов стоит пожалеть. Спать и жить под неугомонные гудки не очень комфортно. Приходить сюда будут немногие. Для примера в некоторых странах подобные памятники, несущие важную гуманитарную составляющую, ставятся в зоне максимального скопления людей, дабы постоянно напоминать им о невозможности забыть трагедию и простить преступление. Ограничусь одним примером. Памятником жертв холокоста, установленному в Бостоне.
Второй, но тоже важный аспект. Давайте подробно посмотрим на Садовое кольцо и на памятники, размещенные на нём. На Триумфальной площади гордо возвышается Владимир Маяковский, чьё имя площадь долго носила, но Садовое кольцо проносится, если не стоит в пробке, под ним, по одному из старейших в Москве туннелей. Следующий памятник — Ф. Шаляпин, установленный недалеко от его особняка. Напротив — другой великий представитель культуры, также вынужденный покинуть страну из-за всевластия коммунистической идеологии, И. Бродский, кстати, тоже работы скульптора Г. Франгуляна. Далее, опять над туннелем, в пересечении с Новым Арбатом памятный знак жертвам августовских событий 1991 года. В прямом, буквальном смысле раздавленных, убитых военной коммунистической машиной. Далее, опять над туннелем возвышается самый большой в городе и один из самых больших в стране, фактически последний установленный по времени памятник тому, кто развязал столетнее кровопролитие и является наиболее повинным в жертвах, памятник которым будет открыт. Разумеется, речь о памятнике Ленину на Октябрьской площади. Далее долгий путь без памятников. На площади Красных ворот сбоку остается памятник Лермонтову и ниже как раз и появится памятник Жертвам. Далее, перед институтом Склифосовского, бюст выдающегося врача, а через эстакаду — памятник С. Образцову у кукольного театра его имени. И, наконец, недавно поставленный памятник автомату Калашникова, но назвать это сооружение памятником человеку рука не поднимается. Вот такова монументальная сопровождающая Садового кольца. Логично в такой связи поставить памятник? И да, и нет. На мой взгляд, интересней, а может быть важней было бы поставить этот памятник на другом месте. Я таких мест знаю целых два. Первое — Лубянская площадь. Памятник сделать в виде панорамы, а в центре зажечь вечный огонь, и пусть из окон возвышающихся зданий напротив всегда бы видели и памятник, и огонь. Скульптурную композицию, созданную Франгуляном, менять бы было не нужно. Просто стены превратить в круг, таким образом, обозначив и бесконечность этих жертв. Заодно бы навсегда исчез бы вопрос о восстановлении на этом месте памятника одному из главных инициаторов и исполнителей политики, приведшей к установке памятника жертвам. Железного, а не человечного, Феликса. Другое, как мне кажется, чудесное место для размещения, было бы на Садовом кольце. Стоило бы установить Стену Жертв за памятником на Октябрьской площади. Она бы логически закончила бы существующую там скульптурную группу и была бы вполне уместна перед окнами Министерства Внутренних Дел РФ. И учила бы истории государства, и противостояла фальсификации этой истории.
Вот такие мысли возникли в преддверии открытия памятника. Понятно, что он будет стоять на том месте, где поставлен, и будет торжественно открыт. Но помечтать же можно?