По мнению правозащитника, у представителей правоохранительных органов нет большого желания защищать права граждан. Основной проблемой стало отсутствие контроля за действиями полиции со стороны общества и общественных институтов.
"Все существующие инструменты для оценки качества работы полиции находятся внутри нее самой. У нас нет никаких инструментов парламентского — даже не контроля — а хотя бы парламентской, гражданской оценки качества работы полиции.
Это вообще достаточно уникальная ситуация. По крайней мере во всех европейских странах такие инструменты есть — и у парламента, у местных сообществ. У нас ничего подобного нет. У нас полиция оценивает сама себя",
— констатировал Каляпин.
Даже отчитываясь, полиция самостоятельно подбирает и представляет статистику о результатах своей деятельности.
"Сами полицейские в конце отчетного периода докладывают, что вот раскрываемость по тяжким преступлениям увеличилась на столько-то, раскрываемость по имущественным преступлениям — на столько-то, а по преступлениям против личности — на столько-то… Что это за цифры, как они получены, путем каких манипуляций, кто это все измерил?
Выясняется, что это все меряют их какие-то собственные службы. Это собственная ведомственная статистика, которой они манипулируют сами как хотят.
В том числе даже в последнее время появились такие графы, как, например, "доверие граждан полиции". Они это тоже меряют сами.
В психиатрии есть такая болезнь, как аутизм. Вот это такой же аутизм. Правоохранители замкнуты сами на себя, и отсюда все беды этой системы",
— подчеркнул Игорь Каляпин.
Другой юрист доцент ЮРИУ РАНХиГС Юрий Блохин пожаловался "Росбалту", что сотрудники полиции относятся к соблюдению прав граждан, как к докучливой "ахинее".
"Буквально час назад я пришел с лекции перед сотрудниками патрульно-постовой службы. Лекция была посвящена критериям правомерности правоограничений на основе законодательства и судебной практики, в том числе практики Европейского суда по правам человека.
Так вот, сотрудники, даже не дослушав мою лекцию, начали утверждать, что то, о чем я говорю, невозможно соблюдать. То есть сотрудники ППС, по которым большинство граждан судят о полиции, считают, что они в принципе не могут и не должны исполнять то, что обязаны, — потому что это граждане "неправильные", с их точки зрения.
Отдельные сотрудники заявили, что в борьбе с преступностью у них нет возможности соблюдать всю эту "ахинею", а мне предлагали спуститься на землю", — сообщил юрист.
Как и Каляпин, Блохин посетовал на отсутствие независимых оценок, которые могли бы повлиять на деятельность полиции.
"Я как-то изучал организацию и деятельность полиции в Польше. Вот у нас идет "борьба с преступностью". А в Польше, как я понял, полицейские не борются с преступностью, а защищают законопослушных граждан от преступности. А от этого и зависит то, на что направлена деятельность полицейского. Полиция в Польше находится на втором месте (после католической церкви) по степени доверия граждан. Но если борьба с преступностью становится самоцелью, то за ней теряется интерес к тому, как твою работу оценивает население, главное — давать показатели борьбы.
Нашему полицейскому, к сожалению, на граждан и их безопасность часто "наплевать", поскольку нет объективных показателей, измеряющих такое отношение",
— пояснил Юрий Блохин.
При этом эксперт напомнил, что Россия находится в лидерах по количеству сотрудников полиции на 100 тысяч человек населения, но при этом также остается одним из лидеров по количеству убийств на те же 100 тысяч населения.
Ранее сообщалось, что в России появится товарный знак "сделано в тюрьме".
Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter