Посмотрел на выходных "наш ответ "Гравитации" - свежий российский блокбастер "Время первых" про космонавта Леонова, выходящего в открытый космос (то есть, как это принято сейчас называть, "фильм, основанный на реальных событиях"). Блокбастер производит странное, я бы даже сказал – противоречивое впечатление.
С одной стороны – сделано очень мастеровито, сам по себе сюжет – куда там Сандре Баллок, пусть даже она полфильма летает в невесомости в одном исподнем; нет, во "Времени первых" очень подкупает именно документальная основа – ты понимаешь, что смотришь "как оно было на самом деле", а не какую-то научную фантастику, слабанную на коленке голливудскими сценаристами, которые и в космосе-то ни разу не были (как в "Гравитации"). А в нашем кино – в кои-то веки напряжение, саспенс, включается и нешуточное сопереживание космонавтам!
А для молодежи – как дополнительное удовольствие! – еще и чисто познавательные моменты: многие (думаю, процентов 90) никогда в жизни не слышали о космонавте Леонове и понятия не имеют, чем он знаменит; в связи с этим они сидят действительно как на голливудском высокобюджетном боевике, до последнего не зная – спасутся "наши" или нет? Выживут или погибнут? Я сидел в зале с дочерью, в какой-то момент в самом начале показываю на экран и говорю – "А вот это Королёв!" "Это артист такой?" - интересуется подкованный ребенок. Ну-ну…
И опять же – блестящий, без дураков, актерский состав. Все-таки в Отечестве все может идти не туда и наперекосяк, но хорошие артисты в ней не переводятся – это исторический факт. Вот и здесь, в главных ролях потрясающий дуэт Миронов-Хабенский (на мой вкус, просто пара лучших актеров страны на сегодняшний день). Ну и Ильин (куда-то пропавший – болел он, что ли) в роли Королева тоже великолепен, что уже все критики отметили.
Также очень отрадно, что каким-то чудом создателям картины ПОЧТИ удалось избежать нагнетания идиотского пафоса и патриотизьма – это есть, но даже чуть менее привычных голливудских доз. Подражание Голливуду тоже видны невооруженным глазом, но глаз особо не режут. Например, во "Времени первых" аж два раза идет такой махровый штамп, как бурно аплодирующий ЦУП (Центр Управления Полетом): когда герои героически выбираются из очередной безвыходной смертельной ситуации, все капитаны-генералы-полковники от избытка чувств бросают свои пульты и начинают аплодировать друг другу. Да, в американских фильмах мы это видели сотни раз, да, такие сцены всеобщего облегчения и единения классно смотрятся – но я сильно сомневаюсь, что нечто подобное в самом деле происходило в наших "присутственных местах" - не тот, как говорится, менталитет…
Однако в целом все вполне терпимо, вообще смотрится фильм очень неплохо. Основное недоумение вызывает именно содержательная сторона – при том, что нет особых сомнений в достоверности показанного (дополнительная гарантия – то, что консультантом у фильма был сам космонавт Леонов, который, слава богу, до сих пор жив). То есть, скорее всего, если и есть нарушения в плане достоверности, то лишь в том смысле, что на деле все было ЕЩЕ ХУЖЕ, и для нас многое сгладили и приукрасили.
Однако и показанного, что называется, с лихвой.
Главное ощущение от фильма – что нам показали беспросветную авантюру, которая просто каким-то чудом завершилась благополучно. Парадокс в том, что на такую авантюру, по идее, могли бы пойти разве что несколько больных на голову энтузиастов-стартаперов на свой страх и риск; но нет – мы видим, что в роли надеющихся "на авось" авантюристов выступает, по сути, целая 250-миллионная держава!
Вот это и потрясает. То есть, не скрою – некая волна утробного патриотизма фильмом порождается, не могу не признать. Но это патриотизм особого рода. Помню, в ранней юности ходил я со своей тогдашней подругой на фильм "Однажды в Америке", который только появился на перестроечных экранах. Фильм, если кто не помнит, о приключениях четверки друзей-бандитов из еврейского района Нью-Йорка – ну а также о жизни, смерти, выборе и прочих экзистенциальных проблемах. Выхожу я задумчивый, просветленный – и вдруг замечаю, что подруга чуть ли не лопается от гордости. "Ты чего? – недоумеваю. – Ну какая, скажи, какая еще нация может так… так КЛАССНО обделывать дела?!" - говорит мне эта прилежная студентка филфака МГУ, сияя. И я только в этот момент соображаю, что она ведь у меня еще и еврейка. Какие же неожиданные дорожки находит себе национальная гордость, - подумал я тогда.
И вот нашел подтверждение тому своему старому наблюдению сейчас, уже на своем собственном примере. Действительно, "Время первых" дает повод погордиться собой и родной нацией – типа, вот же мы какие! Ничто нас не берет – умеем же создать себе трудности и тут же их героически преодолеть!
Это есть, да.
Но, с другой стороны, сейчас, когда давление идеологического пресса поослабло, то и дело по ходу фильма сомневаешься в главной пружине действия: нет, ну в самом деле – ПОЧЕМУ ОНИ ТАК СПЕШАТ??
Даже по, очевидно, максимально смягченной версии фильма двух космонавтов – Беляева и Леонова – выкинули в кое-как сбацанной консервной банке на орбиту практически как смертников. Местами наш патриотический блокбастер даже начинает ощутимо перекликаться с ранними пелевинскими вещами на "космическую" тематику – такой же "культ смерти" и гонка черт знает за чем.
Герои фильма хотят во что бы то ни стало осуществить "первый выход человека в космос" хоть на день, но раньше, чем это сделает Америка. А нам, из нашего некоммунистического далёка, чем больше мы проникаемся уважением и сочувствием к персонажам, тем непонятнее становится – а на хрена?
Леонов в исполнении Миронова – дьявольски обаятельный. Да что там – видно, что это просто очень хороший человек. Открытый, прямой, смелый, добрый. И вот его отправляют практически на верную смерть. ЗАЧЕМ?? Чтобы кому-то что-то доказать? Типа "преимущества социалистического строя"? Так ведь все равно не доказали – мы-то сегодня это прекрасно знаем.
Некоторые вещи из фильма звучат в пересказе просто как сорокинско-пелевинская "русофобия", то есть анекдот. Можно посмеяться, но это ведь БЫЛЬ! Например: перед запуском собственно экипажа "для проверки" Союз запускает в космос корабль – копию того, что предназначен для Беляева-Леонова, но беспилотный. Типа посмотреть, все ли системы работают как надо.
Что ж, посмотрели: корабль взлетел, шлюз для выхода в космос открылся и закрылся, всё "штатно" - после чего корабль прямо на орбите взорвался. Почему, отчего – это, как можно понять из фильма, выяснить так и не удалось. Ну и что в итоге? В итоге Политбюро в лице тов. Брежнева принимает решение отправлять корабль с экипажем – типа, испытание ведь провели, пора!
Звучит как какой-то сюр. Но "это наша Родина, сынок". Как говорил в таких случаях Жванецкий, "верю сразу и навсегда". И полетели!
Ну а то, что было дальше – куда там Сандре Баллок! Все ее приключения в куароновском космосе по сравнению с щадяще воспроизведенными подлинными приключениями наших реальных космонавтов – это как проблемы постояльца отеля "Хилтон" по сравнению с боевыми буднями офицера в Чечне 90х. Стоит посмотреть.
Но в целом "патриотический" образ страны по фильму вырисовывается хоть и оптимистический, но весьма неожиданный и точно нестандартный: получается, что страна у нас – в которой хороших людей постоянно ставят на грань выживания или просто убивают, а они все равно каким-то чудом выживают.
Вот такой оптимизм. Как у нас в гимне: "Так было, так есть и так будет всегда".
! Орфография и стилистика автора сохранены