Присяжным были показаны скриншоты с записи камер наблюдения из гостиницы Radisson от 19 января 2015 года. На кадрах видно, как Эскерханов входит и выходит из гостиницы вместе с Дадаевым и третьим мужчиной, которого следствие называет Русланом Геремеевым. Однако Эскерханов настаивает, что с ним был не Геремеев, а некто Асланбек Хатаев, но кто он — подсудимый не смог объяснить.
Затем были продемонстрированы скриншоты записей, зафиксировавших Эскерханова 26 февраля в гостинице "Украина", на которых видно, как туда дважды за один день заходят Эскерханов и Руслан Геремеев. Этот факт подсудимый не стал отрицать.
"Не признаю себя виновным. Я не совершал это преступление", — начал Эскерханов. Он отрицает, что с помощью Интернета передавал информацию о Немцове и перевозил на своей машине обвиняемых.
Как рассказал Эскерханов, после службы в МВД он ушел на пенсию, приехал на заработки в Москву. Тогда же устроился на работу охранником у Романа Гурария и иногда подрабатывал на стройках. От своего начальника Гурария он ежемесячно получал 50-100 тысяч рублей, а на стройке зарабатывал еще около 100 тысяч.
Адвокат обвиняемого Анна Бюрчиева спросила его про знакомство с другими подсудимыми. Как утверждает Эскерханов, он с ними познакомился в суде на аресте. Хотя с Дадаевым он был знаком раньше, их тогда познакомил Геремеев в баре "Цинк".
По словам Эскерханова, в Москве он постоянно проживал у Гурария на улице Климашкина, 19. "Если у него друзья дома собирались, то уезжал на его дачу на Рублевку", — уточнил Эскерханов, добавив, что порой ему приходилось ночевать у себя в машине или хостеле.
— Посещали ли вы квартиры на Веерной? — продолжила допрос Бюрчиева.
— На Веерной, 3 не был, несколько раз бывал на Веерной 46. Кроме Геремеева и домработницы никого не видел, — ответил Эскерханов.
Затем адвокат попросила пояснить запись видеокамеры, которая зафиксировала его 26 февраля 2015 года на Веерной. Как объяснил обвиняемый, в тот день у него была назначена встреча с Геремеевым. А 27 февраля у него была встреча со знакомым, который попросил его подвести до Геремеева. Об убийстве Немцова он узнал 28 февраля на работе в баре DURAN. 6 марта Гурария зачем-то прислал Эскерханову по WhatsApp видео, на котором Немцов нецензурно критикует Путина. Тогда и появилась у него в телефоне эта запись, рассказал Эскерханов.
— 3, 7, 10, 13 и 14 февраля 2015 года находились ли вы у дома Немцова? Как утверждает обвинение, в те дни вы занимались слежкой, — поинтересовалась у Эскерханова адвокат.
— Клянусь, до сих пор не знаю, где это место.
А 7 марта, в день задержания, Эскерханов говорит, что находился на Веерной, 46, приезжал туда, чтобы отдохнуть после работы.
"Перед омовением я побрил щечки и лег спать. Слышу — бац-бац! — и гости", — вспомнил тот день подсудимый.
— Как оказались ваши документы на Веерной? — спросила Бюрчиева.
— Я не знаю, все мои документы всегда находились при мне.
Далее вопросы попыталась задать прокурор Мария Семененко.
— Я не буду отвечать на эти провокационные вопросы! — возмутился Эскерханов.
— Как пожелаете, я их перечислю. Знали ли вы Мухудинова, в вашем телефоне он записан как "Русик добрый"? Какие отношения вас связывали с Мухудиновым, который является организатором убийства Бориса Ефимовича Немцова?
Потом прокурор интересовалась обнаруженной при обыске коробкой из-под телефона, в которой хранились так называемые "боевые трубки".
— Как объясните отсутствие соединений на вашем телефоне и включение этих трубок? Если вы утверждаете, что не знали Анзора и Шадида Губашевых, то как объясните, что на Веерной, 46 были обнаружены их генетические следы? Как вы объясните, что камерами видеонаблюдения у подъезда зафиксировано, как вы входите с Анзором Губашевым и Бесланом Шавановым?
Адвокат Бюрчиева возразила и заявила, что на тех кадрах не Эскерханов. На следующем заседании она намерена еще раз показать эту запись присяжным.
Тем не менее Эскерханов проигнорировал все вопросы обвинения, он сидел в клетке и разгадывал судоку. Семененко продолжала перечислять свои вопросы.
— 27 февраля, в день убийства, в 15:57 Геремеев заходит на Веерную, дом 46, а в 17 часов подходите и вы. Примерно через час туда зашел и Мухудинов? О чем вы с ними разговаривали? Как далеко бар DURAN находится от места, где была оставлена машина после убийства на Трубниковском переулке? Зачем 28 февраля в 18:27 вы созванивались с Мухудиновым? И снова совпадение! Зачем 1 марта, после того как Геремеев и Дадаев приземлись в Грозном, в 18:37 вы созваниваетесь с Мухудиновым? И в это же самое время Бахаев находится в аэропорту Внуково.
Но все эти вопросы остались без ответа.
— Чем же все-таки Геремеев занимался в Москве? — спросил представитель потерпевшей стороны адвокат Вадим Прохоров.
— Прошу снять вопрос! — протестовала защитник Бюрчиева.
— Анна Николаевна, они все заинтересованы, — Эскерханов пытался успокоить своего адвоката.
— По поводу видеоролика с нецензурным высказыванием Немцова, почему именно этот ролик вам предоставили?
Эскерханов продолжал молчать, но на вопросы присяжных ответил.
— DURAN бар где находится? — судья прочел вопросы от коллегии.
— На улице 1905 года.
— Как давно знаете Руслана Геремеева?
— Видел, но так не общались.
— Расскажите, что делали 28 февраля с обеда и до конца дня?
— 27 февраля со знакомым приехал на Веерную, 46; отвез его в гостиницу. Приехал на Климашкина и потом по делам поехал.
Прокуратура попросила огласить показания Эскерханова, которые он давал на предварительном следствии.
— Есть противоречия, — Семененко пояснила причину своего ходатайства.
— Да ну на фиг, — брякнул Эскерханов.
Судья удовлетворил просьбу прокурора. Согласно протоколу допроса, Эскерханов узнал об убийстве Немцова в баре "Роял Арбат" от одного из посетителей.
26 февраля он встречался со знакомым Гурария, ездил к нему домой. Там он был полтора часа, они собирались поехать в сервис, но позвонил Гурарий и вызвал Эскерханова к себе. Вечером они поехали в DURAN бар. Семененко обращает внимание, что о Веерной, 46 не было ни слова.
27 февраля, как говорил на допросе следователю Эскерханов, он спал дома у Гурария, а вечером они снова поехали в DURAN бар. На следующий день они поехали в клуб на Новом Арбате.
1 марта он встречался со знакомой Ларисой Балюк, около 14:00 на машине девушки приехали на стройку в районе Внуково. 2 марта он проснулся около двух часов дня и весь день провел в квартире на Климашкина. И весь следующий день, 3 марта, он оставался там, указано в протоколе.
Судья спросил, почему Эскерханов не говорил про посещение квартиры на Веерной на предварительном следствии. В ответ подсудимый невнятно снова жалуется о давлении со стороны следствия и настаивает:
— Все, что я сегодня говорил, не отрицаю.
На этом судья закончил заседание.
Андрей Карев
Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter