Думается, сегодня по поводу того, кто стоит за убийством в Киеве беглого экс-депутата Госдумы Дениса Вороненкова, в общественном мнении сложился консенсус. Даже "ватники-путиноиды", привычно, скорее по инерции лопочущие "авыдокажите", в большинстве своем не сомневаются, что отмашка на расправу была дана из-за кремлевской стены. И не только потому, что репутация главного "кремлежителя" с некоторых пор такова, что — уж извините — как очередное политическое убийство, так все тут же поворачиваются в его сторону. Главное, что в данном случае слишком уж очевиден ответ на вопрос "кому выгодно".
Собственно, по тому, как демонстративно было совершено это убийство, ясно, что заказчик и не собирался скрываться — ни за кремлевской, ни за какой-либо другой стеной или укрытием. На публику господа Песков и Захарова тоже, конечно, будут проигрывать привычную пластинку — "авыдокажите" — но без привычного огонька. Из всего этого справедливо делается вывод, что целью убийства было не только отомстить перебежчику, предателю (как известно, предатели у Путина долго не живут), но и нагнать страху на всех, кто подумывает повторить его поступок. Это ясный всем потенциальным перебежчикам сигнал: вы повторите его судьбу во всем. То есть убийство Вороненкова — в том числе профилактическое.
И вот этот мотив — профилактический мотив — мне кажется, стоит исследовать глубже. Возможно, он в данном случае был для Путина даже важнее мести предателю, поскольку бегство Вороненкова не на шутку встревожило, если не сказать напугало Владимира Владимировича. Он, конечно, мстил, но месть эта подстегивалась страхом. Страхом вот чего.
Уж сколько раз твердили миру, что любовь подданных к диктатору неверна, зыбка, зиждется только на его кнуте и прянике. Причем пряника обычно на всех не хватает, поэтому он только для избранных, особо приближенных к его особе. Обрушиться эта любовь может в момент, и более того — в момент обернуться ненавистью. От любви до ненависти один шаг — в отношении к диктатору это правило тем более верно. Опасность может прийти откуда и от кого угодно — в том числе от ближайших, казавшихся самыми верными соратников. Примеров — тьма.
Прежде всего, это, конечно, судьба Иосифа Виссарионовича, которого, судя по всему, отравил именно вернейший друг и соратник Лаврентий Берия, возможно, в заговоре были и другие члены Политбюро. Из последних примеров, тех, что на нашей памяти — судьбы Николае Чаушеску, Саддама Хусейна, Муаммара Каддафи, Хосни Мубарака. У всех накануне свержения рейтинг едва не достигал ста процентов.
Но примеры эти все не впрок. Путин, создавший невиданный доселе "зомбоящик" по инфицированию мозгов сограждан, и сам, кажется, облучился. И уверовал в то, что он — "их всё", что подданные спят, едят, работают и даже ходят в туалет с его именем на устах. Что все, что говорится в стенах Госдумы и Совфеда, — без Путина, солнышка ясного, никуда, и надо избираться ему на новые срока, а может быть, вообще подумать над тем, чтобы сделать его правление бессрочным (бывает, бывает все-таки, вопреки Грызлову, парламент российский местом для таких вот дискуссий!) — это и есть истинные мысли депутатов. Вот так они и думают и нисколько не кривят душой.
И вдруг — как холодный душ — бегство Вороненкова и Максаковой. И если бы только бегство. Что Вороненков наговорил о режиме и лично Путине — тот, который, казалось, был так лоялен, говорил все правильно, голосовал всегда тоже правильно. На свадьбе которого был сам спикер Думы Сергей Нарышкин!
Дело, похоже, вовсе не в каких-то там суперсекретах, известных Вороненкову, не в его показаниях по делу беглого экс-президента Украины Виктора Януковича, а именно в его откровениях, его оценке режима и лично ВВП, которые этот казавшийся таким преданным человек начал давать в интервью украинским СМИ. Шутка ли — сравнил путинскую Россию с нацистской Германией, а Путина с Гитлером! Это же не Шендерович какой, а свой, повязанный всеми голосованиями в Думе, в том числе по Крыму, то есть повязанный кровью.
Значит, что? Значит, все, что говорят депутаты о любимом руководителе — сплошное лицемерие? Не кровавые мальчики в глазах, а тяжелые сомнения терзают его. Сколько их таких, лицемеров? Да вот же Вороненков в своем предсмертном интервью "Гордону" на вопрос, сколько его бывших коллег по Госдуме на самом деле разделяют его позицию, назвал примерную цифру: "Человек триста". Из 450. Две трети.
Наталия Двали, бравшая интервью у Вороненкова, процитировала политолога Валерия Соловья: "Хотите заглянуть в политическое будущее России? Это очень просто: посмотрите на экс-депутата Вороненкова". Путин, кажется, это осознал. Бегство Вороненкова должно было стать для него моментом истины. Он понял, чего стоит любовь его окружения, чиновников и депутатов. И сможет ли он положиться на их преданность в трудную минуту. Все, кто клялся в преданности ему и умолял остаться на галерах пожизненно, в случае чего набросятся на него, как стая волков на промахнувшегося Акелу, и сделают его одного виновником всех российских бед.
С осознанием этого, подозреваю, перед Путиным разверзлась бездна.
Под подозрением теперь все, даже самые проверенные. Предать может любой. Отсюда — такое демонстративное убийство.
Но Путин не понимает, что это все палка о двух концах.
Берия один или с подельниками убрали Сталина, когда поняли, что тот готовит очередную чистку, что они — следующие.
Примерно такая ситуация сложилась и сегодня, и российская элита не может этого не понимать, не чувствовать всей кожей.
"Сейчас в России волчье время, сумасбродица и паника в элитах, никто толком не знает, что дальше", — в том же интервью "Гордону" сказал Вороненков. Очень емкое и точное, судя по всему, определение. Фотографический снимок настроений в элите. Причем чистка уже идет полным ходом, под нож попадают отнюдь не только предатели типа Вороненкова. Вспомним судьбу Никиты Белых, Алексея Улюкаева. Вызывающую конспирологические версии смерть Виталия Чуркина. И в данном случае имеет значение не то, своей ли смертью он умер, а то, что многие уверены — нет, не своей. Причем об этом говорят не только обыватели на кухнях, но и многие авторитетные политологи. Это, опять же, к вопросу о репутации "кремлежителя".
Похоже, Путин в панике, но своими профилактическими мерами он вгоняет в панику и элиту и тем может спровоцировать ее на принятие ответных мер — исключительно из чувства самосохранения. Вороненков в интервью предположил, что дворцовый переворот может организовать даже "Политбюро в лице кооператива "Озеро". Допускаю, что им надоело жить под санкциями, захотят что-то всерьез изменить". Кооператив "Озеро", напомню, — это самые близкие друзья Путина. Но дело уже даже не в санкциях. В такое "волчье время" никто из представителей элиты не может чувствовать себя не то что комфортно, а хотя бы в безопасности.
Тут уже речь идет не о материальных потерях, которые элита несет по результатам изгойства России, санкций и антисанкций.
Тут речь идет уже о самой жизни.
Когда прозвучит приказ "Хрусталев, машину!"?