Шел 18-й год триумфального шествия путинизма по России. Полностью зачищены СМИ, политика и экономика. Нигде не видно ни росточка, ни травинки зеленой. Сплошной серый асфальт. Деятели культуры готовы горячо поддержать любой указ президента, например, указ о введении каннибализма в России. Оппозиция… Впрочем, не будем о грустном…
Правильная Россия в представлении Путина – это одинокая вертикаль власти, воткнутая в горизонтально лежащую страну. В целом Россия в данный момент близка к идеалу. Мешает нечто, не вполне встроенное в вертикаль, и не вполне горизонтальное. Ни то ни сё. Не росток, конечно, не травинка, а кочка какая-то. Все попытки ее либо заасфальтировать, либо встроить в вертикаль почему-то не удаются. Казалось бы, в 2013 году все сделали, отобрали собственность, накрыли сверху бетонной плитой, дали молодых фельдфебелей в вольтеры, а они все чего-то шевелятся.
Им же ясно дали понять, кто у них должен быть главным. Прямым текстом сказали: Ковальчук. Для глухих повторили громко по слогам: Ко-валь-чук! Не понимают. Мало того, что правильного человека академиком не избрали, так еще и задрипанный институт какой-то там кристаллографии ему не отдают. Вызвали их главного, Фортова, все объяснили, предложили нормальный вариант: не хочешь Ковальчука, ладно, передай дела академику Панченко. Владислав Яковлевич, он же ваш, нормальный академик, настоящий. Это к Ковальчуку у вас там какие-то дурацкие придирки. Типа, по вашим понятиям Ковальчук не настоящий ученый, не в законе. Понимаем, и даже уважаем ваши понятия. Ну, и вы уважьте наши. Сдай дела Владиславу Яковлевичу, кто вспомнит, что он подчиненный Ковальчука, а значит, Ковальчук станет реальным главой вашей тусовки.
Так нет, этот старый гриб Фортов уперся, и вместо того, чтобы послушаться, сказался больным, да еще и в отставку ушел. Ситуация подвисла. Ясно, что правильного академика, нужного Путину, это собрание упертых старцев нипочем не изберет. Все громче звучат голоса, что с этой вольницей надо кончать и назначать им начальника указом президента. Первый шаг уже сделан: исполняющим обязанности президента РАН Валерий Козлов не избран, а назначен властью.
Впервые за последние 100 лет во главе РАН стоит назначенец. После Февральской революции в 1917 году, 15 мая состоялись первые выборы президента Российской Академии. Им стал геолог Александр Карпинский, член Императорской Академии с 1886 года. Он руководил РАН, затем АН СССР до 1936 года. Советской власти хватило ума понять, что наука не живет в казарме, и бериевские шарашки могут только доводить до ума то, что украдено у Запада. Поэтому АН СССР всегда была островком свободы, даже в самые свирепые сталинские годы.
До Февральской революции академией руководили назначенцы. Петр привез идею Академии из Европы, после того, как в 1717 году его избрали членом Французской Академии, он решил завести такое и в России. Из первых 15 академиков, назначенных Екатериной в 1725 году, было 11 немцев, 3 швейцарца и один француз. Но во главе Петербургской академии был поставлен "свой немец", лейб-медик Петра, Лаврентий Блюментрост. Несмотря на это там всегда жила свобода мысли, шла относительно свободная борьба идей.
Идея Путина поставить во главе РАН своего приятеля Ковальчука немного перекликается с тем, как в 1746 году Елизавета Петровна назначила главой Академии 18-летнего графа Кирилла Разумовского, брата своего фаворита Алексея Разумовского. Сей жизнерадостный юноша через три года стал гетманом войска Запорожского, после чего увлекся делами Украины, где прославился своим изумительным мздоимством. Пока брат фаворита грабил Украину, Академией руководили управляющие директора, тоже назначенцы, такие как граф Орлов или графиня Дашкова. Трудно сказать, каких высот достигла бы российская наука, если бы в ней было самоуправление и она могла свободно развиваться, как это было в Европе.
То, что как-то еще может работать в 18-м веке, с большим скрипом, кое-как терпимо в веке 19-м, уже для века 20-го становится неприемлемым. Даже советские руководители это понимали, поэтому не ломали через колено АН СССР. Путинская шобла не понимает ничего. И сейчас главный вопрос, кто кого переживет: успеет путинский режим до своей кончины окончательно похоронить РАН, или все-таки этот режим сдохнет раньше.
! Орфография и стилистика автора сохранены