— Алексей Навальный заявил о своем намерении баллотироваться в президенты РФ, что вызвало достаточно неоднозначную реакцию в обществе. Как вы прокомментируете данное событие?
— Прежде всего надо расшифровать, к чему Навальный на самом деле готовится. У него есть официальная, я бы даже сказал парадная версия, которая заключается в том, что в 2018 году, согласно конституции РФ, будут проведены президентские выборы, в которых будут участвовать Путин, какие-то другие кандидаты и Навальный. И на этих вот выборах он собирается победить Путина. А когда ему задают вопросы о том, каким образом он собрался участвовать в этих выборах, кто его до них вообще допустит, он начинает говорить что-то совершенно невнятное о решении Европейского суда, о своем конституционном праве и т.п.
То есть, попросту говоря, уходит от ответа. Между тем медицинский факт заключается в том, что, если Путин благополучно доживет до марта 2018 года, когда по закону должны проходить эти выборы, — никаких выборов с участием Навального, в которых Навальный будет иметь какие-то шансы на победу, разумеется, не будет.
Такие диктаторы, как Путин, никогда не уходят в результате выборов.
Значит имеется в виду какая-то другая повестка дня (их, собственно говоря, может быть только две). Одна из них заключается в том, в чем противники Навального и всевозможные доморощенные конспирологи его сейчас и обвиняют. Согласно этой версии — роль Навального в этих выборах, как и в прошлом на выборах мера Москвы, заключается в том, чтобы своим участием и заведомым проигрышем легитимизировать путинское президентство в глазах населения и международного сообщества.
Но я убежден, что этого не будет, просто потому, что это категорически не нужно ни Путину, ни Навальному. В той ситуации, в которой сейчас находится режим (а за следующие почти полтора года она может только ухудшиться) Путин не пойдет даже на малейший риск, когда идет речь о его власти. Он прекрасно отдает себе отчет в том, что сохранение власти для него — это синоним сохранения жизни. Поэтому Путин никогда не пойдет на то, чтобы его противником на выборах был Навальный, даже в самом управляемом и просчитываемом варианте с заведомо неравноценными стартовыми условиями, доступу к СМИ и т.д. В первую очередь потому, что невозможно на сто процентов просчитать последствия такого решения.
Сейчас часто сравнивают грядущие выборы с выборами мэра Москвы, на которых Навальный был противником Собянина, и здесь, в общем, ни для кого не является секретом, что без прямого на то указания Кремля, которому тогда было необходимо немного унизить Собянина, Навальный никогда бы не был допущен до выборов (его неслучайно ведь тогда выпустили из тюрьмы, подыграли с прохождением муниципального фильтра). Сейчас ситуация совершенно иная, и Путин, если он действительно принял решение оставаться полноправным диктатором и дальше, чихать хотел на какую-то дополнительную психологическую легитимацию. И конкурентные выборы с "каким-то там Навальным" для него просто неприемлемы.
— Вы говорите, что Путину не нужна никакая дополнительная легитимация, если он действительно рассчитывает оставаться у власти и дальше, а какой интерес может быть у Навального?
— Да и Навальному это тоже совершенно не нужно — он еще совсем молодой человек, у него вся жизнь впереди, и взять и спалить себя как политика на такой подтанцовке на всю оставшуюся жизнь было бы абсолютно бессмысленно. Я, кстати, считаю его деятельность по разоблачению массового, системного воровства кремлевской верхушки весьма успешной и исключительно полезной. Разумеется, эта деятельность не могла и не может вестись без сочувствия к нему определенных кланов во власти, причем эти кланы я бы обозначил как близкие к спецслужбам, которые не доверяют или разочаровались в Путине. От этих кругов Навальный получает информацию, возможно, какую-то поддержку. И я думаю, что по мере того, как в российской элите будет усиливаться глухое недовольство и разочарование деятельностью Путина на своем посту на фоне осознания краха его политики и в Украине, и в Сирии — эта поддержка будет только возрастать.
Кроме того, без более или менее нормальных отношений с Западом в стране не будет ни кредитов, ни технологий — и Путин именно тот человек, который является главной причиной ухудшения отношений между Россией и Западом и одновременно главным препятствием на пути их восстановления.
Ведь изначальная роль Путина в "Дзюдохерии" была гарантировать стабильность, сложившийся статус-кво и сохранность капиталов. А сегодня все его окружение видит, что Путин, мягко говоря, вышел за рамки полномочий и своими авантюрами серьезно осложнил их положение на Западе, где живут их семьи и хранятся капиталы. И в ситуации, когда Акела не оправдал возложенного доверия, неизбежно зреют планы о сохранении системы, личных капиталов и положения, но уже с другим брендом.
И в этой связи бренд Навального ничем не хуже других и вполне может рассматриваться заинтересованными лицами в качестве альтернативы. И им не обязательно откровенно обсуждать эти планы с самим Навальным. Самое главное заключается в том, что переворот должен состояться до назначенных выборов.
Из нашей истории известно, как коллективным решением номенклатуры был устранен Сталин, отстранен Хрущев, даже ликвидирован СССР, чтобы помимо всего прочего избавиться от Горбачева. Поэтому любым выборам, в которых мог бы содержательно участвовать Навальный, должен предшествовать дворцовый переворот. Назовем его "план Б". И в рамках этого "плана Б" такое заявление Навального и даже позиционирование себя как вероятного президента России они вполне логичны.
— Если предположить, что "план Б" действительно существует — значит должна вестись какая-то подготовка?
— Разумеется — никто не сидит вместе с Навальным в каких-то тайных, закрытых кабинетах и обсуждает план переворота. Так не делается, да и в этом нет никакой необходимости. У них есть свои планы, у них есть понимание того, что Путин из гаранта их благосостояния превратился в прямую угрозу и ситуация усугубляется день ото дня. И что вопрос устранения Путина необходимо решать как можно скорее — пока не стало совсем поздно. У Навального, который, несомненно, представляет собой сильного и амбициозного политика, есть свои планы — он действительно хочет стать Президентом России. Но такого варианта, чтобы Путин оставался у власти и шел на выборы, соревнуясь с Навальным — такого не будет никогда.
— Предположим, Путин отстранён (или устранен), кто будет в числе основных кандидатов на пост президента?
— Если Путина устранят (или мягко отстранят) от власти, то будет целый веер кандидатов и вариантов, кто-то (условно) будет ставить на Медведева, кто-то на Навального, третий на Иванова, четвертый на Кудрина. Но для этого, как я уже говорил, должен произойти "День Х".
Уникальная амбивалентность Навального позволяет ему после "Дня Х" выступить по ситуации либо в качестве вождя оппозиции, либо в роли фронтмена дворцового переворота.