Корреспондент "Блумберга" спросил у Путина, какой фильм тот посоветовал бы для просмотра иностранцу, желающему понять Россию. Путин ответил тютчевским "умом Россию не понять". И еще сказал, что доминирующая особенность русских, выделяющая их среди других народов, - "стремление к справедливости". И еще сказал, что "в ментальности, в душе русского человека всегда есть стремление к какому-то высокому моральному идеалу, к каким-то высоким моральным ценностям" - тоже в отличие от других народов.
Не первый раз высказывается президент в таком духе. Но ни разу пока не пояснил, как возглавляемая им власть на эти стремления отзывается. Власть советская, например, поясняла постоянно. А то, что высоким моральным идеалам, включая справедливость, считала не соответствующим (например, номенклатурные спецраспределители), предпочитала хранить в тайне. Теперь же людям открыто сообщается, например, что топ-менеджеры вправе получать зарплаты, в тысячи раз превышающие среднюю, потому что зарплаты эти соизмеряются не с тем, что в стране, а с тем, что за границей.
Как же соотносится это с народным "стремлением к справедливости" и прочими не названными моральными идеалами? Такое впечатление, что имеется в виду высокое стремление к заведомо недостижимому, компенсирующее недовольство наличной несправедливостью и позволяющее с ней примиряться, получая от этого примирения удовлетворение, как от действительного преимущества перед людьми из других стран. Если так, то понятно, почему несбыточность идеалов стала демонстрироваться открыто. Исходя из того, наверное, что чем сильнее она ощущается, тем больше удовлетворения. Но в таком случае и напоминание иностранцу о том, что "умом не понять", тоже более чем уместно.
Кто-то наверняка возразит, что в приведенные цитаты такие смысловые посылы цитируемым автором не вкладывались. А я и не говорю, что сознательно вкладывались. Я не о том, что сказано извлеченным из памяти набором словесных клише (кроме них самих ничего не сказано), а о том, что сказалось ими лично для меня их спонтанным подбором.
* * *
По поводу моей вчерашней заметки о повышенном "стремлении к справедливости", отмеченном президентом Путиным как моральное преимущество россиян перед другими народами, Николай Плотников написал: потому оно, стремление, и повышенное, что в жизни люди ощущают дефицит справедливости. Это сразу вызвало в памяти данные опросов, проводившихся несколько лет назад.
Они показывали, что свыше двух третей населения России считают страны Запада более продвинутыми, чем Россия, не только в соблюдении законности, но и по части общественной справедливости. Так что повышенное стремление к ней – это именно от недовольства существующими порядками, а не от удовлетворенности ими. Но оно, недовольство это, оттесняется на периферию сознания подогреваемым время от времени антизападничеством, т.е. презентацией Запада, как врага. В сочетании с целенаправленным пропагандистским внушением, что "у них" во всех отношениях дела обстоят не лучше, чем "у нас", а в чем-то и хуже.
Интересно, кстати, что никому до сих пор не приходило в голову усматривать преимущество россиян в повышенном стремлении к законности – притом, что ее дефицит они воспринимают не менее остро, чем дефицит справедливости. Возможно, не приходило в голову потому, что в доправовом морально-репрессивном сознании, не отчленяющем право от морали и все еще в стране доминирующем, такого стремления даже при большом желании обнаружить нельзя. Но, возможно, и потому, что сохранение и воспроизведение такого сознания позволяет легитимировать произвол властей - и судебный, и законодательный, и полицейский.
! Орфография и стилистика автора сохранены