Наступает 1 сентября - и лента наполняется воспоминаниями. Как правило, "добросердечными". И - почти в 100% случаев - от тех, кого плохими учениками назвать было никак нельзя.

А почему?

А потому что насильственная социализация. А потому что втискивание в школьную форму. И вскакивание по утрам. И "лучшее в мире образование" (то-то "лучше всех образованные" при первом же подвернувшемся случае ринулись заряжать воду, делать привороты-отвороты, раскачиваться под звуки голоса Кашпировского - это все именно плоды "лучшего образования", такое вот отношение к науке).

Позавчера с одним "ватником" побеседовал (он - хороший и добрый парень, но - вот, увы...) Конечно,"Крым - там погиб Нахимов - наша святыня..". "А на какой войне Нахимов погиб?.." Где-то с третьего раза докопались, на какой. "А с кем война была?.." - "Да что ты меня допрашиваешь!.." - "Нет, ну как же, ты же сказал - "святыня"... Это не я тебе подсказывать должен, а ты мне - выпалить тонну фактов".

Уверен, что по истории у него была твердая "четверка", не меньше. Вот такое "лучшее в мире"...

Лично я никак не понимал связи знаний с необходимостью рано утром, наскоро поев (организм еще ничего не хочет), тащиться в серое здание... Шум, драки, толкотня, школьная форма... А, простите, знания-навыки каким боком тут прислонены - к свалке, к визгу на переменах? (Уже потом прочел "Детскую площадку" Брэдбери - оно самое, там - вся эта гадость!)

Мой организм тоже этого совершенно не понимал. Он, организм, оказался несколько умнее и хитрее насильников-социализаторов. И через дня три случилось ОРЗ. А потом, через неделю после выписки - еще одно. И еще, и еще... А домашние задания можно делать и при болезни. А на контрольные можно приходить. А "4" и "5" можно получать и так. Главное - перед ОРЗ в библиотеку успеть сходить. Зачем мне их "мамы-рамы", когда я читаю Клушанцева (немногое из того, что было прекрасно в СССР - это детская научно-популярная литература) и газеты (вполне "взрослые", бабушка почему-то обожала "Труд" - не знаю, почему).

И вот так - с первого по восьмой (дальше было все несколько серьезней и интересней). А иногда выпадало счастье проболеть и сам "праздничек". Чему был несказанно рад, конечно.

И мы читаем не просто воспоминания о неприятном школьном времени. Это - воспоминания ветеранов борьбы с тем, что попыталось подогнать людей под одну гребенку. Неудачно попыталось. "Мир ловил меня, но не поймал", - как сказал один украинский философ.

Егор Седов

Facebook

! Орфография и стилистика автора сохранены