Комментарии по поводу решения Англии выйти из состава Европейского Союза продолжаются. Анализируются и прогнозируются различные последствия такого неожиданного шага со стороны влиятельного члена ЕС, учитывая его политический вес и экономический потенциал.
Не менее важным при оценке последствий Вrexit является и его влияние на единство Евросоюза с точки зрения эффективности противостояния агрессивной политике Кремля, выработки и претворения в жизнь, наряду с санкциями, дополнительных мер по обузданию путинских антиукраинских, антиевропейских планов.
Как известно, после введения антипутинских санкций из-за Украины Брюссель начал серьёзную работу по разработке новой энергетической политики с целью уменьшения зависимости от России в импорте углеводородов, прежде всего природного газа.
Предусматривалось формирование в рамках ЕС так называемого Энергетического союза, как инструмента по выработке единого подхода всеми его членами в вопросах взаимодействия с российским газовым монополистом "Газпромом" с целью подрыва его монопольного положения на европейских рынках.
Кроме того, новая энергетическая политика Брюсселя предусматривает и поиск новых альтернативных источников по импорту природного газа за пределами России и увеличение доли сжиженного природного газа (СПГ) в совокупном энергобалансе. Расширение импорта СПГ также будет способствовать ослаблению позиций "Газпрома" так как его поставки в Европу осуществляются исключительно трубопроводами.
В сентябре 2014 года Брюссель перешёл от слов к делу и солидарным решением заблокировал газпромовский проект "Южный поток" по прокачке газа в обход Украины в Европу по дну Чёрного моря транзитом через Болгарию и Грецию, мощность в 63 млрд. кубометров в год. Поэтому этот проект, а также его двойник – "Турецкий поток" из-за известных событий в российско-турецких отношениях так и остаются на бумаге.
Заблокированный на южном направлении, "Газпром" обратил свои взоры на север и с помощью путинского дружка Шрёдера&Ко пытается протащить еще один проект по прокачке газа в Европу по дну Балтики в Германию – "Северный поток-2".
Проект "Северный поток-2" предусматривает строительство 3-й и 4-ой веток балтийской магистрали с доведением суммарной мощности до 110 млрд куб. м в год. Газ "Северного потока-2" должен прийти в австрийский Баумгартен. Запуск "Северного потока-2" является частью проекта "Газпрома" на пути к отказу от украинского транзита.
В июне прошлого года "Газпром", E.On, Shell и OMV подписали меморандум о намерениях, предусматривающий совместное строительство двух ниток газопровода "Северный поток-2" суммарной мощностью 55 млрд. куб. м газа в год от побережья России через Балтийское море до побережья Германии.
Между тем, в декабре прошлого года председатель Европейского совета Дональд Туск в ходе пресс-конференции в рамках Саммита ЕС заявил о том, что "Северный поток-2" окажет негативное влияние на транзит газа через Украину. Тогда же Туск отметил, что этот проект не отвечает нормам и правилам ЕС о диверсификации поставок энергоресурсов в Европу.
Однако, неожиданно, канцлер Германии Ангела Меркель поддержала проект газопровода "Северный поток-2". "Я хочу прояснить, так же как и все остальные, что это коммерческий проект, в нем участвуют частные инвесторы", – сказала Меркель тогда на полях Саммита по итогам обсуждений "Северного потока-2" с лидерами остальных 27 стран ЕС. Также сообщалось, что Федеральное антимонопольное ведомство Германии (Bundeskartellamt) одобрило создание СП "Северный поток-2", что дало основание некоторым европейским лидерам назвать этот проект российско-германским.
Как показали дальнейшие события, "Северный поток-2" оказался более устойчивым, чем "Южный поток", главным образом из-за того, что за ним стоят путинский человек в Европе – Шредер и ряд лоббистов, финансируемых Кремлем. Несмотря на то, что Туск задал соответствующий тон в оценке "Северного потока-2", мнения по нему, судя по европейским СМИ, сильно расходятся. Из лидеров стран-членов ЕС лишь премьеры Италии, Польши и Словакии выразили откровенно негативную реакцию, назвав этот проект угрозой энергетической безопасности Европы.
К сожалению, даже с учетом общего настроя ЕС на уменьшение зависимости от российского газа и принятие им новой энергетической стратегии, в Брюсселе особо не торопятся "хоронить" очередной путинский проект. И это продемонстрировал последний февральский этого года Саммит ЕС, на который рассчитывали противники "Северного-2", где не было принято конкретного решения и лишь прозвучали заявления.
Видимо решение Англии покинуть ряды ЕС усилит в нем центробежные тенденции, что неизбежно повлияет на проведение единой энергетической политики и, как следствие, затянет выработку окончательного решения по "Северному потоку-2". Брюссель и без того слишком тянул время и долго "обсуждал" правовые и технические особенности этого проекта, пока не прояснятся реальные возможности других перспективных наработок по поставке природного газа в Европу из источников за пределами России.
Теперь же, Брюссель озадачен и поглощен проблемой Brexit и доселе неизвестными процедурным вопросами ухода Англии, которые, кстати, будут рассмотрены на открывающемся 29 июня Саммите. Так что время пока, к сожалению, работает, в пользу "Газпрома", лоббистов и сторонников "Северного потока-2", который в случае реализации серьёзно подорвет только формирующийся Энергетический союз ЕС.
Вполне очевидно, что именно на это и рассчитывают в Кремле, полагая, что прежде чем принимать окончательное решение по "Северному потоку-2", Брюссель должен быть уверен не только и не столько в гарантированности поставок газа из нероссийских источников, а, прежде всего, в сохранности единства рядов ЕС. Не вызывает сомнение тот факт, что Путин будет делать все, чтобы этих источников было как можно меньше, а лоббистов и сторонников как можно больше.
Пока чиновники в Брюсселе продолжали взвешивать "за и против" в отношении явно российско-германского проекта "Северный поток-2", Brexit, как ничто другое, может спровоцировать отдельных членов Евросоюза на сепаратные сделки с российским газовым монополистом и таким образом расширить число стран, выступающих за снятие антипутинских санкций.