Существует теория, что в истории различных обществ периодически чередуются периоды доминирования идеологических целей и меркантильных интересов. К примеру, в начале 20 века в России было время господства идей; массового увлечения марксизмом, народничеством, либерализмом, анархизмом, толстовством и т.д. Ради них многие люди были готовы жертвовать свободой и даже жизнью. Сейчас время господства "матерьялистских малых дел". Общество и элиты ориентированы прежде всего на достижение материального благополучия. Идеологические цели в современной России — удел маргинальных, девиантных групп.
На днях интернет взорвала история с арестом по обвинению во взяточничестве кировского губернатора Никиты Белых. Я не буду гадать: взял ли Белых эту конкретную взятку или стал жертвой провокации. Ни для кого не секрет, что все губернаторы, как и другие высшие чиновники, незаконно обогащаются, лоббируют интересы дружественного бизнеса и т.п. По-другому в путинской России не бывает. Нет никаких причин считать, что Белых мог стать исключением. Наоборот, он хорошо вписался в роль типичного путинского регионального "князька". Но, видимо, в какой-то момент им решили пожертвовать ради интересов "вышестоящих товарищей". Возможно, это связано с попыткой получить у него компромат на Навального или сымитировать перед выборами борьбу с коррупцией.
Однако мне в этой истории интересно не столько то, что произошло, сколько то, чего не случилось. Если бы Кремль не назначил Белых губернатором, бывший лидер СПС и один из организаторов "Солидарности" был бы, наверное, до сих пор "пламенным оппозиционером".
Оппозиция для некоторых ее лидеров – просто единственный доступный способ достижения карьерных целей. Если не получается сделать карьеру во власти, остается хотя бы стать первым парнем в "оппозиционной деревне". Белых здесь – типичный пример. Он с молодости успешно делал системную политическую карьеру: был вице-губернатором, лидером партии. Потом, после того как в Кремле решили убрать СПС из системного поля, ему ничего не оставалось делать как уйти в "непримиримую" оппозицию. Но как только его опять позвали во власть, он радостно согласился. Боюсь, что среди наших "видных оппозиционеров" немало таких "Белыхов". Они играют в "борцов с режимом", тайно надеясь, что им кинут какую-нибудь "кость" – лидерство в подконтрольной Кремлю новой псевдооппозицонной фракции в Госдуме или что-то в этом роде.
Белых – конечно крайний пример "оппозиционера"-карьериста. Есть другой, противоположный вариант – Павленский – образец готовности к самопожертвованию, бесстрашного следования идейным принципам (как бы не относиться к его рискованным экспериментам). Но таких людей очень мало среди оппозиционных лидеров. Большинство из них находится где-то между Белых и Павленским. И, к сожалению, далеко не всегда ближе ко второму, чем к первому.
Свалить авторитарный режим могут только люди, готовые физически противостоять карательной машине государства и идти на самопожертвование. Ждать его от ориентированных на карьеру и потребление политиков – бессмысленно. На это способны только те, кто, живет идеями, а не интересами.
Оппозиция "Белыхов" никогда не добьется успеха. Может победить только оппозиция "Павленских". Но реальна ли она в стране, где господствует меркантильность и расчет? Шанс на это есть. Складывается ощущение, что влияние нематериальных, идейных ценностей в обществе начинает расти.
В истории России были периоды культа монарха, народа, пролетариата, вождя. Сейчас появляются два новых идеологических "культа": нации у националистов и свободы у демократической оппозиции. Русские националисты, как видно из истории донбасской войны, готовы на все ради достижения своих идеологических целей и поэтому очень опасны, особенно когда вступают в альянс с властью. Противостоять этому союзу может только другая мотивирующая к борьбе и самопожертвованию идеология.
Главной идеей российской демократической оппозиции становится свобода. Свобода от господства бюрократии, силовиков, олигархов; давящей пяты авторитарного государства. Уничтожить левиафан российской бюрократической власти и добиться свободы – такая идея может объединить оппозиционеров: от анархистов до либералов. Павленский доказал, что она способна подвигнуть людей на самоотверженное противостояние диктатуре.