Плохая новость — Государственного центра современного искусства больше нет. Он стал отделом РОСИЗО. Гендиректор ГЦСИ Миндлин уволен. ГЦСИ просуществовал 24 года.
Сколько вреда может сделать один человек на посту министра культуры!
Без ГЦСИ в современном российском искусстве будет хуже! Хуже для художников, хуже для ценителей современного искусства. Хуже для молодежи и не только молодежи — посетителей многочисленных образовательных программ ГЦСИ, в том числе детских. Хуже для российской культуры в целом, поскольку больше в нашей стране нет институции федерального уровня, отвечающей за поддержку современного искусства. Хуже для филиалов ГЦСИ в Екатеринбурге, Самаре, Нижнем Новгороде, Владикавказе, Калининграде и для художников и ценителей современного искусства в этих городах. Ведь РОСИЗО не способно и не сможет все это, созданное трудом сотрудников и единомышленников ГЦСИ, культурное богатство сохранить. РОСИЗО создано и существует не для этого. Мне жаль ГЦСИ!
Мне кажется, что, закрывая ГЦСИ, Мединский решил таким образом избавиться прежде всего от проблемы премии "Инновация" с ее непредсказуемыми и неприятными для властей акциями художников. Министр не смог вынести двух номинированных в последние годы на "Инновацию" акций: "Х.. на мосту" и "Угроза". Я также думаю, что дело не в самой по себе номинации Павленского на "Инновацию". Этой номинации не могло не быть. "Инновация" служит "фокусом", "воронкой", "рупором" для художников, в которую попадают при некотором стечении обстоятельств все их сколько-нибудь громкие акции. Проблема с "Инновацией" в том, чем государство "живет". Государство живет в политике одним "трендом", а настоящие художники другим, прямо противоположным "трендом". "PUSSY RIOT", "Война", Павленский должны были сделать свои акции, чтобы как художники показать обществу и интеллигенции визуально, в каком государстве мы живем.
Замечательный художественный критик Анна Толстова не могла не номинировать Павленского на "Инновацию", чтобы сказать обществу, что в нашем государстве далеко не все благополучно и что Павленский это своей художественной акцией замечательно показал! А художник Матвей Крылов должен был показать факультативно акцию "Угроза" на церемонии вручения в Музее искусств имени Пушкина "Инновации", чтобы показать собравшимся, что и государство лжет, обвинив Павленского сначала в вандализме, потом в покушении на "памятник культуры — двери ФСБ" (поскольку, по словам прокурора, в здании на Лубянке в свое время содержались выдающиеся деятели искусства и культуры). А ГЦСИ ушло от проблемы оценки художественной стороны этой акции, не выступив открыто в защиту Павленского с заявлением, что Павленский не вандал, а художник и не может быть судим как уголовный преступник за то, что его художественная акция нанесла незначительный ущерб дверям ФСБ (который легко можно покрыть, выплатив ФСБ сумму, необходимую для ремонта дверей).
Поэтому, мне кажется, что Мединский закрыл ГЦСИ / "Инновацию", чтобы больше не иметь дело с такими художниками и художественными экспертами, которые не соответствуют тренду политики государства и критикуют его. Согласен с журналисткой Еленой Широян, заметившей: "Это часть масштабной кампании по уничтожению вольномыслия. Вспомните скандал с Тангейзером в Новосибирске. Планы зрели давно. И РОСИЗО объявил, что берет под свое управление все виды искусства, включая музыку и театр".
Дело в том, что современное искусство — "чужеродный прыщ" на шее российской власти.