Прошедшее 9 мая по улицам российских городов шествие десятков , может быть сотен тысяч людей всех возрастов с фотографиями членов семей – фронтовиков в руках, с надетыми множеством участников акции пилотками, георгиевскими ленточками – как еще непривычной и в чем-то противоречивой формы народно-государственного празднования Дня Победы не выходит у меня из головы. Противоречивость этого шествия я вижу хотя бы в том, то что московским ВУЗАМ в этом году дали разнарядку – обеспечить участие в шествии определенного число студентов от каждого института, которые должны нести выданные им фотографии участников войны (хотя официально организаторы "Бессмертного полка" заявляют, что участники несут фотографии участников войны , которые являются их родными и близкими).
Хотя я недавно опубликовал две заметки о прошедшем шествии и связанных с ним вопросах ("Праздник к ним приходит" и "Бессмертный барак" возьму на себя смелость высказать "вдогонку" еще одну, новую для меня самого мысль.
Мне кажется, что если бы организаторы шествия пригласили людей пойти на шествие "Бессмертный полк" 9 мая 2016 года не только с фотографиями участников войны, но и со страшными фотографиями сражений и полей боев с сожженными танками, с убитыми солдатами, с фотографиями разрушенных сел и домов, с фотографиями убитых и лежащих на улицах людей, с фотографиями попавших в плен солдат, то и сопутствующих празднованию Дня Победы разговоров о возможности Третьей мировой и наклеек на машинах "На Берлин", "Можем повторить", да и пилоток и георгиевских ленточек и флагов на шествии 9 мая тогда бы не было или было бы совсем мало. Тогда это шествие стало бы не празднованием дня Победы в войне (для достижения которой почти никто из участников празднования Дня Победы ничего не сделал в силу факта своего рождения после войны), а выражением мысли, согласия и понимания участниками шествия, что любая война и Вторая мировая война тоже является и была преступлением против человечности, что она была страшным делом и преступлением не только со стороны Гитлера и Германии, но и со стороны Сталина и СССР тоже (Сталин и СССР ведь разделили с Гитлером Польшу в 1939 г.), а также пониманием того, что мужчины и женщины всех воюющих стран вынесли такую тяжесть на своих плечах и пережили на войне и во время войны такой ужас и такую беду, что превращать сегодня тяжесть, кровь, ужас, мучения достижения Победы в войне в Праздник даже кощунственно.
Я не знаю, как люди отнесутся к высказанной выше мысли. Не знаю как отнесутся ней потомки участников войны, которые законно гордятся тем, что их родные добровольно или по призыву пошли на фронт, а те, кто оставался в тылу – в основном женщины, в тяжелейших условиях, на пределе сил и на голодном пайке работали для Победы и притом еще заботились о своих семьях...
Моя мысль сводится к тому, что смысл проходящего в 9 мая в День Победы народного шествия – визуально выражаемый в фотографиях, которые несут люди, может и должен заключаться не только в благодарной памяти о фронтовиках, не только в гордости за Победу над гитлеровской Германией в 1945 году, но и в проявлении социальной и исторической памяти о всех страдавших во время этой войны бесчисленных массах людей, в осуждении ужасов войны, в демонстрации того, что война сама по себе есть преступление против человечности и тем самым в публичной "прививке" российским обществом самому себе иммунитета против риторики (от кого бы она ни исходила) провоцирующей и одобряющей агрессию "против врагов России", иммунитета против одобрения участия России в "превентивных" или гибридных войнах.
Мне кажется, что День Победы уже не может и не должен оставаться для нашего общества только Праздником, как это было 9 мая 1945 года.