5 мая в вечернем выпуске новостей ВВС этот день был назван днём побед России. Предлагаю попробовать разобраться с этими победами и их оценить.
За несколько дней до этого победного дня был опубликован доклад, содержащий очередные неопровержимые доказательства того, кем был сбит малайзийский "Боинг" над пылающим юго-востоком Украины весной 2014 года. Понятно, что в России его не опубликовали, но зато щедро комментировали и на уровне Лаврова-Пескова, и пониже, на уровне Захаровой. Сомнений в том, что российский МИД готов максимально профессионально устраивать дымовую завесу и наводить тень на плетень, давно ни у кого нет. Однако все-таки дипломаты не специалисты по сбитым самолётам, а создать компетентную комиссию МАК на не захваченной территории сопредельного государства намного сложнее, чем в Смоленске в 2010 году. Вот на сцену и является некто генерал-майор Круша и полностью опровергает и выводы и факты международного расследования журналистов и новый фильм, показанный на том же ВВС. Действительно, для российского читателя и слушателя после этого "всё очевидно". С одной стороны специалист с лампасами и погонами (хотя вроде и в отставке), с другой — какие-то злонамеренные и зловредные писаки, разумеется, купленные спецслужбами Запада, ищущего любой повод, чтобы навредить безвинной России. Вы раньше не знали о таком специалисте? Но Вы ведь и фамилии тех, кто уверял, что верхушка березы может сломать крыло самолёта, тоже в памяти не храните. Березу-то Вы в своей жизни, надеюсь, видели или хотя бы представляете? Как и крыло самолета, тем более прошедшего перед полетом проверку на волжском заводе… Без таких экспертов не обойтись. Концы с концами не сходятся. Обычно они факиры на час. Неизвестно откуда являются, и неизвестно куда пропадают… Будем надеяться, что заслуженно уходят на покой, обеспеченный государственным российским пенсионом. Видимо, это и есть цена их авторитетных мнений. В любом случае фамилия в данном случае говорит много. Нужно только выяснить, Круша — это от измененной распространенной украинской фамилии Груша, или сокращение от слова Крушение, или просто (Круша всё на своём пути)? Но оставим генерала с его совестью, есть фигуры и поважней.
Именно 5 мая в Пальмире, нет, не в северной (так иногда именуют Петербург), а в настоящей, сирийской, состоялся эксклюзивный концерт. На остатках разрушенного города играли питерские оркестранты под руководством своего художественного руководителя всемирно известного и признанного дирижера Валерия Гергиева. Когда в 2008 году подобный концерт был устроен в августе во Владикавказе, в столице Северной Осетии — это было понятно. Валерий Гергиев — осетин, никогда этого не скрывал и всегда гордился своим происхождением. Сыграть концерт для людей, своих компатриотов, являвшихся в любом случае жертвами войны, — дело благородное, независимо от того, кто и как относится к событиям 08.08.08. Но играть в освобожденной, разрушенной Пальмире, даже при том что она всемирное достояние, охраняемое ЮНЕСКО — совсем другое дело. Тем более, когда на сцене неожиданно оказываются два народных артиста России. В поддержку к оркестру прилетел сыграть недавно прославившийся на весь мир (правда, не на ниве музыкального искусства) виолончелист Ролдугин. Тоже почему-то народный артист. Разумно, концерт столь прославленному мастеру устроить было нужно. Увы, в Питерскую филармонию или московскую, не говоря уже о Большом зале консерватории, пришли бы и специалисты, музыковеды, недавно с удивлением открывшие для себя совсем не юного "мастера" виолончельной игры на прекрасных пляжах Панамы, и всем бы стало ясно "мастерство". Можно, конечно, раздать билеты, как на открытие после ремонта исторической сцены Большого театра, депутатам, сенаторам, министрам, но мучить их не очень любимой ими классической музыкой накладно, да и пиар будет не такой. И вот гениальный без всяких шуток режиссер этой спецоперации придумал великолепный ход. Одним ударом, простите, конечно — концертом, сразу нескольких зайцев (т.е. нас, и российских, и зарубежных, развесивших уши) убил. Сценаристы и режиссеры Голливуда отдыхают. Вокруг идет война, а тут концерт. Явно в преддверии майских праздников на ум пришли традиции фронтовых концертных бригад. Но тогда было совсем другое дело.
Саперы очистили местные останки древнего театра, собрали публику. Чуть-чуть местной, уцелевшей в горниле войны, вояк сирийской армии (интересно они до этого дня хоть раз симфонический оркестр в глаза видели?), ну и наших воинов, защищающих Россию в тысяче миль от ее суверенной территории. Разумеется — аккредитованные журналисты и телевизионщики. Короче, публика знатная. Солнце, правда, жарит по- сирийски. Пришлось народным артистам кепочки надеть. Маэстро Гергиеву это не страшно, он в любом случае к публике спиной, а вот Ролдугину — лицом, а ему лицо как-то привычней держать в тени. О музыке писать не буду. Уверен, оркестранты и маэстро все сделали как всегда, на их уровне. Скажу несколько слов о другом. По некоторым источникам, заслуживающим доверия, каждый день военной операции в Сирии обходился российскому бюджету, т.е. и нам — налогоплательщикам, в годовой бюджет одного небольшого города России. Интересно, концерт сколько ещё городских бюджетов уничтожил? Самолеты, 100% не один + военное сопровождение + какие-никакие гонорары музыкантам, разумеется, Ролдугин играл бесплатно + телевизионщики, журналисты, публика — пиар по всем каналам России и Russia Today? Да, на пропаганду никаких средств российским властям не жалко. Вот она, пропаганда, и концертирует, а уровень культуры и финансирования её постоянно тает, как снег под Пальмирским солнцем. Нужен ли был такой ход? Концерт? Судить Вам, читатель.
Я со своей стороны рискну посоветовать сценаристу и режиссеру этого действия осенью, после свободных выборов, устроить ещё один концерт. А чтобы он был ещё роскошней, в качестве конферансье пригласить народного артиста Михалкова, а к виолончелисту добавить народных артистов Спивакова и Башмета, спеть с ними вполне может вновь испечённый Герой труда России, народный артист и постоянный депутат Кобзон. Уверен, это позволит сообщить об очередном большом достижении России. Жаль только к жизни людей и к культуре это не имеет никакого отношения.
P.S. Когда-то играли Ойстрах, Ростропович, Рихтер… Пришли иные времена, взошли иные имена.