Нет, я не собираюсь пересказывать читателю роман Джозефа Хеллера или фильм Майкла Никольса "Catch 22" , и это не киноведческие записки. Просто то, что произошло вчера в Донецке Ростовской области России по странному стечению обстоятельств, бессмысленностью приговора, оглашенного судьей с до недавнего времени никому ничего не говорящей фамилией Степаненко, напомнило абсурд этих художественных вымыслов. Думаю, ни "сценаристы", ни "актеры", реализовывавшие настырно кремлевский план судилища над Надеждой Савченко, ни книги не читали, ни фильма не смотрели, но своими действиями они продолжили чудовищную абсурдность этого произведения. Именно поэтому, в отличие от писателя и режиссера, которые своими произведениями боролись с ужасами войн Мировой и Вьетнамской, эти самодовольно спрятались за цифру 22. Хотя цифра в данном случае имеет скорее символическое значение, чем какое-нибудь другое. Любой срок, даже пресловутые 15 суток, был бы для Надежды Савченко несправедлив. Не она развязала войну, не она вторглась на чужую землю. Не по своей воле, а абсолютно по своему выбору она вынуждена была сменить элегантные женские туфли на военные сапоги. Она не совершала преступлений, она защищала Родину. За это не судят. Хотя в фильме Марка Эрмлера "Она защищала Родину" за это даже убивали. О том, что стало с теми, кто это делал, отлично рассказано и в бессмертном фильме Михаила Ромма "Обыкновенный фашизм", и в фильме Стенли Крамера "Нюрнбергский процесс".
Искусство тем и велико, что позволяет часто увидеть все крупнее и яснее. Через его призму не скрыть за пропагандистскими лозунгами и штампами преступление развязывания войны, агрессии. Даже если кому-то повезет не дожить до суда, именно искусство пригвоздит судом истории тех, кто этого заслуживает, и в этом смысле даже время не является адвокатом. Так, фильм "Покаяние" Тенгиза Абуладзе, через много десятилетий, разумеется вслед за "Жизнью и судьбой" Василия Гроссмана, "Архипелагом ГУЛАГ" и "Красным колесом" Александра Солженицына, "Колымскими рассказами" Варлама Шаламова и многими другими, не оставил шансов для преступников из ВЧК-ГПУ-НКВД-КГБ и их цековских заказчиков из-за кремлевских стен. Благодаря памяти народной их смердящие трупы все время, пока не произойдет всенародное покаяние, будут вываливаться из российских шкафов. Со вчерашним приговором в этом шкафу появилось новое отделение…
P.S. В мире началось активное обсуждение возможности спасения Надежды Савченко из кремлевских застенков. Это нужно, необходимо сделать ради ее жизни. При этом важно все время помнить и о том, за что воевала Надежда, т.е. о восстановлении как минимум государственного суверенитета Украины над признанными границами страны. Необходимо поставить точку в новой развязанной войне, разъединяющей народы. Войне, которая, если ее оставить тлеть, будет все время о себе напоминать и грозить разгореться в большой пожар. Только совершив этот акт, мир сможет вздохнуть спокойно. А новые произведения искусства, которые обязательно появятся, будут напоминать будущим поколениям о героях, о тех, кого не удается сломить, и о тех, кто совершает преступления.