14 января в интервью телеканалу "Россия-24" министр энергетики России А. Новак бесцеремонно заявил о том, что реализация проекта "Турецкий поток" может возобновиться уже в 2016 году. По его словам, российские власти готовы к возобновлению проекта и ждут ни много ни мало инициативы от ЕС и Турции (?!).
Что это: издевательство над здравым смыслом, неадекватность властей или же конец газовых иллюзий? Скорее всего, все перечисленное вместе взятое.
Какую инициативу Новак ждет, в частности, от Турции, против которой Указом его любимого президента введены специальные экономические меры, а проще говоря, санкции, официально вступившие в действие 1 января 2016 года? Не говоря уже о продолжающейся антитурецкой кампании в российских СМИ и обществе, где, по меткому замечанию А. Ореха, если Украину возненавидели за несколько дней, то Турцию возненавидели вообще за сутки.
Но что говорить о Новаке, когда сам Путин в декабре 2015 года в ходе традиционной пресс-конференции, называя турецкое руководство "кликой", которое, мол, "захотело лизнуть одно место американцев", при этом беспардонно заявил, что Россия хочет получить от Еврокомиссии гарантии строительства на территории Европы газопроводов, которые стали бы продолжением "Турецкого потока".
"Мы не то чтобы прервали переговоры. Нам нужно, чтобы Еврокомиссия нам письменные гарантии предоставила того, что все маршруты, в том числе и возможный маршрут через Турцию в Европу, не только реализуют, но и являются приоритетными, и что Еврокомиссия будет их поддерживать. Вот если турецкие партнеры принесут такую бумагу из Брюсселя, мы будем продолжать. Но пока такого, к сожалению, не видно", — в поучительном тоне сказал тогда кремлевский "регулятор" газового рынка Европы.
Хорошо известна способность Путина дезориентировать слушателей, манипулировать общественным мнением, искажать факты в угоду своим сомнительным конъюнктурным, сиюминутным целям. Сейчас, в условиях непривычного для него факта отсутствия притока финансовых средств, мешающего спокойно царствовать и корчить из себя мирового лидера, он продолжает создавать внутри страны иллюзию экономической стабильности. На это нацелены его постоянные заявления, мол, все под контролем, пик кризиса остался позади, да и кризис, дескать, идет даже на пользу российской экономике и отечественным производителям (!).
Но если внутри страны это в целом хавается, то за рубежом, а конкретно в Европе и, в частности, в Турции, вряд ли принимается за чистую монету и тем более как руководство к действию. По смешанной чекистско-понятийной логике Путина власти Евросоюза якобы должны предоставить Москве, поправшей международное право агрессией против Украины, некие "гарантии", а туркам высокомерно дается совет принести бумагу из Брюсселя для продолжения переговоров.
Фактам и действительности наперекор Путин продолжает свою пропагандистскую кампанию и бессмысленное давление на европейских и турецких потребителей российского природного газа. Ведь хорошо известно, что не Путин 1 декабря 2014 года в Анкаре демонстративно, играя на публику, отказался от "Южного потока", а тот самый Брюссель, который, якобы должен предоставить "гарантии", еще в сентябре 2014 года, в рамках антипутинских санкций, официально, законодательно закрепив, похоронил этот проект.
И в настоящее время Брюссель, проявляя принципиальность, держит под "большой лупой" новый путинский проект — "Северный поток — 2", лоббируемый Шредером и его подельниками в Европе. При этом руководство Евросоюза, приняв новую энергетическую стратегию, в которой четко закреплен курс на уменьшение зависимости от российского газа и поиск альтернативных источников, дало Москве ясно понять, что время монопольного положения "Газпрома" на европейских рынках ушло безвозвратно в прошлое.
Что касается "Турецкого потока", то и Новак, и Путин, который предлагает туркам принести "бумагу из Брюсселя" для продолжения этого проекта, не только грубо искажают факты. Они к тому же демонстрируют соответствующие моральные предпочтения, забыв о том, что именно турецкое руководство пошло навстречу России и согласилось на трансформацию "Южного потока" в "Турецкий поток", тем самым подыграв Путину в его противостоянии с ЕС.
Если уж кому приносить бумагу из Брюсселя то, скорее, это необходимо сделать не Анкаре, а Москве, которая, проталкивая "Южный поток", пыталась обойти требования и нормы "Третьего энергопакета ЕС", на что Брюссель до поры до времени закрывал глаза, пока Россия не совершила агрессию против Украины.
В складывающихся условиях диктовать свои требования Европе и Турции, что пытается делать Кремль, есть не что иное, как проявление не только безответственности и непрофессионализма, а лишь банального маразма. Ведь Брюссель, от которого кремлёвский газовый "стратег" ждет инициативы и мифических гарантий, недвусмысленно дал понять, что для восстановления энергетического сотрудничества и продвижения новых проектов Москва должна прекратить агрессивную политику против Украины и предоставить подлинные гарантии не нарушать впредь безопасность и стабильность Европы.
В Кремле ошибочно полагают, что показав Анкаре вновь "газовую морковку" в виде "Турецкого потока", турки преспокойно будут продолжать лизать и другие места американцам. Эрдоган и его "клика", между тем, посылают четкие сигналы Москве о том, что твердо стоят за полное и комплексное восстановление торгово-экономических связей, а не фрагментарно, как это пытается делать Путин, исходя из своих конъюнктурных соображений.
"Турецкий поток" вряд ли потечет без "помидоров", и это должны твердо усвоить в Кремле, где все больше крепчает маразм и приходит конец газовым иллюзиям.