Друзья, вчера открылся новый проект под названием "Санация права". Согласно описанию, он посвящен тому, чтобы собирать и каталогизировать законы, имеющие репрессивный характер и наносящие вред гражданскому обществу и на этом основании подлежащие отмене. К сожалению, в списке законов представленных на сайте отсутствуют как раз наиболее репрессивные - комплект законов по "противодействию экстремизму" (соответствующий федеральный закон и статьи УК).

Но благо на сайте имеется форма для обратной связи. Я подготовил большой текст с качественным обоснованием того, почему данные законы подлежат отмене (за помощь благодарю Марлона Мартиросова и особенно Артема Северского) и отправил создателям проекта.

Однако мне кажется, что чем больше будет таких предложений, тем быстрее мы придем к взаимопониманию. Поэтому предлагаю всем неравнодушным зайти на страницу - http://sanatsia.com/obratnaya-svyaz/

И отправить туда следующий текст (можно также помочь лайком, шером и репостом):

"Одним из главных источников властных злоупотреблений в России ныне является Федеральный закон от 25.07.2002 N 114-ФЗ “О противодействии экстремистской деятельности”. А также следующие статьи Уголовного кодекса РФ, непосредственно сопряженные с этим законом: статья 280 (Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности), статья 280.1. (Публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации), статья 282 (Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства), статья 282.1 (Организация экстремистского сообщества), статья 282.2 (Организация деятельности экстремистской организации), статья 282.3. (Финансирование экстремистской деятельности).

Очевидно, правовой основой этих законов являются статья 4 Конвенции ООН о ликвидации всех форм расовой дискриминации и статья 20 Международного пакта о гражданских и политических правах, согласно которым пропаганда расовой, национальной и религиозной ненависти должна быть запрещена. ФЗ “О противодействию экстремистской деятельности” формально предназначен для защиты общества от “экстремизма”, под которым подразумевается “возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни”.

Однако, в условиях российских реалий (сворачивание демократических институтов, установление единоличной власти) было бы удивительно, если бы такой закон не стал орудием в руках коррумпированных элит.

Именно так и происходит на практике.

Данный ФЗ содержит множество неточных формулировок, допускающих сколь угодно широкую и предвзятую трактовку. К примеру, в последней редакции закона в определении понятия “экстремизм” также присутствуют “нарушение целостности Российской Федерации” и “публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации”, а “расовая, национальная и религиозная рознь” пополнилась “социальной”.

Данный закон является одним из главных орудий, которое используют для борьбы с российским гражданским обществом. Он дает правоохранительным органам возможность закрывать любые общественные, религиозные и политические организации, которые суд сочтет “экстремистскими” (при этом имущество указанных организаций может быть отчуждено в пользу государства). Под предлогом “борьбы с экстремизмом” можно запрещать митинги и собрания. Также закон позволяет фактически подвергать цензуре содержание печатных и электронных СМИ (это является нарушением ст. 29 ч. 5 Конституции РФ, гласящей, что “цензура запрещается”).

Уголовные статьи, о которых идет речь, применяются государством для заключения под стражу и запугивания политических активистов, общественных деятелей и независимых журналистов. Список осужденных по этим статьям постоянно пополняется, а “центры противодействия экстремизму” в правоохранительный органов фактически превратились в “центры противодействия оппозиции” и форму политического сыска.

Российская практика “борьбы с экстремизмом” сопряжена с регулярным и намеренным нарушением прав и свобод граждан, гарантированных Конституцией РФ, Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод, Всеобщей декларацией прав человека. В особенности это касается прав на свободу выражения мнения, совести и религии (статьи 28 и 29 Конституции РФ, статьи 9 и 10 ЕКЗПЧ), а также прав на свободу собраний и объединений (статьи 30 и 31 Конституции РФ, статьи 11 ЕКЗПЧ).

Таким образом, в российских условиях статьи УК, допускающие столь широкие толкования и полагающихся на мнения экспертов при определении наличия состава преступления, являются базой для репрессий и силового произвола (вне зависимости от желательности государственным борьбы с распространением тех или иных идей).

Поэтому мы предлагаем следующее:

1) полную и безоговорочную отмену ФЗ “О противодействии экстремистской деятельности”, а также всех статей УК РФ перечисленных выше;
2) основанием для этого является то, что в условиях нестабильности российских политических институтов, невозможно гарантировать, что столь опасный инструмент не окажется в “неправильных руках”, не будет применяться для политических репрессий и борьбы с инакомыслием;
3) заявить соответствующую оговорку в упомянутые выше пункты международных договоров, аналогичную той, что в свое время заявили США (для защиты свобод гарантированных Первой поправкой к Конституции США)."

Михаил Пожарский

Facebook

! Орфография и стилистика автора сохранены