Играть можно словами. Искусство невеликое. Играть смыслами долго нельзя.

Что легитимно и что нет? То, что записано в законе легитимно? О, как это было бы прекрасно для скверных правителей! Написал, проштамповал – и всё, легитимен.

Но – увы – это не так. Легитимно то, что не противоречит закону не писаному, а неписаному -  закону истории, закону, если хотите, совести. Поэтому последний Романов не был легитимным правителем России. Поэтому Мубарак, Хуссейн и Каддафи не были легитимными правителями Египта, Ирака и Ливии. Ну, и еще кое-кто, не будем показывать пальцами, тоже мало легитимен. Как совсем не легитимен был Янукович. И как начисто утратил свою легитимность Асад. Это вообще, материя тонкая – легитимность. Сегодня ты легитимен, а завтра, хоть и законы бумажные твои действуют и не нарушил ты ничего из своих законов (да, и трудно было бы – они же твои) – а, глянь, и нет у тебя никакой легитимности.

Юристу не понимать это простительно (ему другое непростительно). А вот историку, историософу – нет: это азбука. Людовик 16-й и Карл 1-й были очень легитимными в юридическом смысле правителями. Но это им мало помогло. Есть и высший суд. И высшие законы.

Такой вот нехитрый смысл. Можно ли обмануть весь мир, отняв у народов право на революцию? Думаю, что даже наш маленький (2 процента от численности человечества) народ обманывать долго будет затруднительно – уши торчат наружу.

Другой смысл: нельзя запрещать народам жить, как они хотят. Снова как будто правда. И совсем неправда по сути.

Потому что – и можно, и нужно запрещать. История (или – если вы любите слова религиозные – Бог) только этим и занимается. Всю историю. Народы, которые отказываются развиваться, которые очень дорожат традициями, памятью предков, которые не хотят предавать свой образ жизни, история стирает. Как скверное ругательство – со школьной доски.
Если деды твои снимали скальпы и ты хочешь снимать, то придет белолицый брат и устроит тебе геноцид. Если любишь кровопускание и человеческие жертвы, то опять-таки к тебе кто-то приплывет и даже без геноцида осеменит твоих женщин и создаст из тебя новый народ – и биологически, а главное – психологически.

Право жить имеют только народы развивающиеся, отказывающиеся – не имеют. Отдельные люди - имеют. Все. А народы - нет. Разве что – до поры. Поэтому народы жить "как хотят" права не имеют. Только – по-божески (это для любителей религиозных слов), то есть развиваясь. И никакая военная мощь тебе не поможет – сотрут. Чтобы ты ни написал на бумаге и как бы жарко ни отстаивал свое право быть второгодником в школе истории. Так что и здесь обмануть никого нельзя. И здесь торчат уши.

Мы против мира с одним центром власти, с одной сверхдержавой, против права сильного диктовать свою волю другим, не таким сильным. Это звучало неплохо еще года три назад. Особенно для страдающих историческим склерозом и успевшим забыть, как, используя право сильного, РФ всю свою короткую историю вершила суд и расправу, последовательно отбирая куски Азербайджана, Молдавии, Грузии и топча чеченское желание жить независимо.  Но во всех тех случаях (кроме Чечни, конечно) у нас были оправдания – неуклюжие действия правительств молодых государств. В случае с Украиной такого не было и близко. И старый сценарий не прошел. Не прошли и разговоры про легитимность и нерушимость территориальной целостности. РФ явила миру весьма специфическое лицо. Много худшее, чем было у США даже при бомбежках Югославии, не говоря уж про Афганистан, Ирак и Ливию. У тех агрессий были более-менее вразумительные оправдания (хотя и они, конечно, те войны не оправдывали). У нашей нет никаких оправданий вовсе.

Можно ли этот нехитрый факт закамуфлировать словесным кружевом? Да, сколько угодно. Ничего проще нет. И слушатели найдутся. Особенно внутри. Только слушателей этих будет немного. И они быстро (относительно, конечно) поймут, что их обманывают, разводят... Слова говорят правильные. А смыслы вкладывают ложные. Так что и здесь кружево торчащих ушей не закрывает.

Вот и думайте теперь: то, что Обама с траурным лицом чокнулся с улыбающимся  Путиным и даже вытянул для этого руку, в то время, как Путин руку скорее прижал (что смакуют сегодня мировые информационные агентства) – это что, наша победа? Путин снова всех переиграл? Мы снова рукопожаты?

Оно, конечно, приятно себя такими мыслями тешить. Только нет ничего этого. Как были мы изгоями, так изгоями и остались. И никакой Обама ничего здесь изменить не может. Даже вместе с Меркель, Шредером и Берлускони... Потому что мы не политические изгои. Мы перед Богом изгои.

Ну, или – перед совестью. (Если вы не любите религиозные слова.)

Александр Зеличенко

Livejournal

! Орфография и стилистика автора сохранены