Мне, хоть я не экономист, казалось, что тема очевидная, но тут на днях хороший журналист и просветитель, но демонстративно левых взглядов инициировал дискуссию.
Он осудил либеральную публику, критикующую греков, типа, за безделье и лень. "На себя посмотрите, вы сколько и где работаете, чтобы от трудящихся чего-то требовать" - примерно в таком духе он высказывался.
По мне, так тут явная ошибка. Сколько и где человек работает, да и работает ли за деньги, вообще, - его личное дело. И, строго говоря, даже спрашивать про это неприлично. Устраивает самого человека и слава Богу. Важно, что есть некий баланс сил и интересов в отношениях человека или группы с окружающим миром, который и поддерживает их взаимно приемлемое существование. Спор о том, как должно действовать: сколько и кем работать, сколько отдыхать, сколько зарабатывать, в большинстве случаев лишен всякого смысла, поскольку сводится, в конечном счете, к ценностям.
Но естественно у мира нет обязательств вечно поддерживать статус кво в отношениях с человеком или группой. Исчезают профессии и социальные группы, целые цивилизации, выпадающие из мирового баланса. Странно было бы требовать от мира вечно содержать трубочистов или монахов. Пока общество или, шире, мир, могут и хотят, они их содержат, но это дело внешнего мира - решать, сколько трубочистов и монахов он готов содержать.
Это не вопрос чистой прагматики или, по крайней мере, не вопрос чисто экономической прагматики: люди и мир могут соглашаться платить за что-то из эстетических, моральных и прочих подобного рода соображений. Важно, что платить кому-то от общества нельзя требовать, можно только просить.
В этом смысле греческое общество вольно определять какие угодно
социальные гарантии для своих членов, платить им какую угодно зарплату и отпускать на пенсию сколь угодно рано. Вопрос только в том, чтобы нашелся кто-то, кто готов за это платить. Пока был готов платить ЕС, - отлично, греков можно было только поздравить. Но если он перестал этого хотеть, заставить его никто не может.
И мне, как и многим, непонятна риторика греков об обязанности других стран поддерживать их социальные гарантии. Понятна политическая логика греческого правительства, назначившего референдум, чтобы снять с себя ответственность, но непонятно, что на этом референдуме можно решить. Поскольку спор по сути имеет материальную, финансовую природу, то вопрос, в конечном счете один: где взять деньги. А его на референдум, естественно, не выносят. Впрочем, и по тем вопросам, которые выносятся на референдум (о понижении пенсий и зарплат и т.д.) субъект решения не греческий народ, а те, кто дает деньги, как бы ни проголосовали избиратели.
И связывать право высказываться по этой вполне рациональной проблеме с тем, кем и сколько работают высказывающиеся граждане, которые ничего ни у кого, в отличие от греков, не требуют как минимум, странно.
! Орфография и стилистика автора сохранены