В филиале путинской администрации на Смоленской площади есть странная и одновременно хитрая структура под названием "послы по особым поручениям". Ее хитрость заключается в том, что вернувшихся из-за рубежа послов, где они "по ротации" отсиживаются годами, иногда до десяти лет, не отправляют на пенсию, а назначают так называемыми послами по особым поручениям. Видимо, для того, чтобы не ходить, как обычные пенсионеры, с авоськами по магазинам и не покупать редиску или морковку из стран, где они выполняли поручения национального лидера стращать мир "кузькиной матерью".
То, как используются эти послы на родине, чаще всего выглядит так, что их скорее следовало бы назвать "послами по особым недоразумениям". Например, накануне пресс-служба Кремля сообщила о том, что по распоряжению Путина посол МИД РФ по особым поручениям А. Кульмухаметов назначен спецпредставителем России в контактной группе по Украине.
Кульмухаметов — арабист, закоренелый мидовский чиновник, прошедший все ступени роста в этой бюрократической организации. Его профессиональная деятельность была связана со странами Ближнего Востока, т.е. по узкой специализации. Конечно, если его сравнивать с "дипломатом" Зурабовым, который и представлял Москву в контактной группе, то это, несомненно, шаг вперед.
Но если учитывать, что последняя должность Кульмухаметова была послом в Сирии, то можно представить себе, как он будет наводить "контакты" по проблеме "очень близкой к сирийской". Не говоря уже о том, что нахождение представителя агрессора в контактной группе — это уже само по себе нонсенс.
"Патриотические" СМИ уже развопились по поводу такого "удачного хода" Путина. Вообще не понимая, что происходит в Сирии, где оказывается Кульмухаметов сумел усадить "светскую оппозицию" (!?) за стол переговоров с президентом Б. Асадом, делается вывод о том, что он имеет обширный опыт работы в "кризисной дипломатии".
Если горе-патриоты позиционируют бывшего посла в Дамаске и политику Кремле в Украине также, как и в Сирии, тогда логически получается, что Порошенко защищает целостность страны от сепаратистов, инспирируемых и вооружаемых Россией, аналогично Асаду, борющемуся с исламистскими группировками, поддерживаемыми извне.
Парадокс заключается в том, что в действительности так и происходит: в основе кризиса и войны в Сирии и Украине лежит вмешательство извне. Только, если в первом случае Россия поддерживает центральное правительство, то во втором — инсургентов. Но самое существенное состоит в том, что при таком подходе придется "посадить на одну скамью" так называемых народных ополченцев Донбасса с исламистскими экстремистскими группировками, воюющими в Сирии.
Такова, к сожалению, сегодня внешняя политика человека, который по несчастью или недоразумению оказался на вершине власти в России. Политика, которую, не задумываясь о реноме страны, беспрекословно проводят в жизнь послы по "особым недоразумениям" и их шеф на Смоленской площади.
Российские власти постоянно заявляют о значении, которое придается трехсторонней контактной группе по Украине. Однако не следует преувеличивать тот факт, что назначение в эту группу спецпредставителя, с опытом работы в Сирии, повышает уровень представительства Москвы и подчеркивает значимость переговоров. Арабист Кульмухаметов ничем не лучше Зурабова, прославившегося лишь тем, что, будучи министром, расправился с российской социалкой.
Не ставя под сомнение профессиональные качества Кульмухаметова, все же процесс принятия решений в сегодняшней России и распределение ответственности за их исполнение исключает проявление инициативы и здравого смысла. А то, что делает путинская Россия в отношении соседней Украины, находится вообще за пределами здравого смысла.
Объективные наблюдатели с самого начала поняли, что так, как ведёт себя Москва в контактной группе по Украине, эту структуру нельзя назвать не иначе, как бомбой замедленного действия. Назначение в группу, как это уже успели обозвать в прокремлевских СМИ, "дипломата-патриота с поистине иезуитским характером" — лишь ширма, которой прикрывает свою истинную политику Кремль по расчленению Украины.
Кроме того, немаловажным является то обстоятельство, что Кульмухаметов вряд ли забыл историю со своим коллегой — послом России в Ливии В. Чамовым, проявившим инициативу по исправлению ошибки "кремлевского друга" Каддафи и поплатившимся из-за этого своей должностью.