Для тех, кто каким-то чудом не в курсе того, что происходит в России, объясню. В Новосибирске закрыли спектакль "Тангейзер" режиссёра Тимофея Кулябина, созданный в Театре оперы и балета, возглавляемом тогда ещё директором Борисом Мездричем. Спектакль снят за то, что "большой?!" части, подчеркну, не жалующей своим присутствием театры и соответственно не видевшей спектакля публики, он не понравится. Спектакль, на который положено много творческого и сценического труда вычеркнут из репертуара волей того, кто в современной России называется "Министром культуры". Он, уволил путем расторжения контракта профессионального директора Б. Мездрича, и назначил директором театра "главного специалиста по бананам" Владимира Кехмана, который и выполнил волю своего чиновного покровителя. Всё это происходит на фоне идущего в России главного национального театрального фестиваля "Золотая Маска".
Ни в коем случае не предлагаю обсуждать достоинства или недостатки "Тангейзера" Р.Вагнера. Несмотря на некоторое предубеждение, родившееся в конце первой половины ХХ века к автору, опера давно и заслуженно заняла своё место в списке шедевров мировой оперы, и в защите не нуждается. То, что Вагнер не самый частый гость на российской сцене, увы, естественно. Не наша это музыка и сюжеты. Редки на наших подмостках вагнеровские голоса, трудно собрать вагнеровский оркестр, именно поэтому дирижёром спектакля стал латыш Айнарс Рубикис. Это всё вполне естественно, и нравится или не нравится, но нужно принимать дело так, как оно есть. Тем более важно, когда такие попытки на русской сцене делаются. Хороший или нет, был спектакль? По видео и пересказам об опере судить не возьмусь, да и другим не советую. А возможности увидеть и составить своё впечатление от работы нескольких сотен человек нас лишил один непрофессиональный чиновник.
То, что данная постановка экспериментальная – очевидно. Авангардная? Нет, подобные попытки на западной сцене делались ещё в начале 60-х. Достаточно вспомнить самую известную рок-оперу "Иисус Христос – суперзвезда" и реакции, которые были тогда в обществе. Подчеркну – тогда! Прошло полвека. На дворе ХХI век. Многих действующих лиц развивающейся ныне в России драмы тогда ещё в театр на вечерние спектакли не пускали. Но это неважно. Важно, что зритель на спектакль шёл, а можно сказать и валил. Все прошедшие 4 спектакля прошли при полном аншлаге, и при развернувшейся вокруг спектакля буре, ещё на несколько десятков представлений аншлаг был бы обеспечен. При этом бесспорно с учётом прилёта в город Новосибирск зрителей из других городов страны. Уверен, зрители летели, ехали и шли бы на спектакль не за "клубничкой", и не за провокацией, а за впечатлением от музыки и драмы. Со времён "Андрея Рублёва" А. Тарковского и "А, зори здесь тихие..." С. Ростоцкого в России с обнажённой натурой всё нормализовалось. Для особенно нуждающихся доступны стриптиз-шоу и секс-шопы. С провокацией сложнее, но при желании и этого в нашей жизни достаточно. Зрители стремились бы, чтобы увидеть, услышать и дать собственную оценку спектаклю. Чего ещё можно желать режиссёру и коллективу? Театру? Городу? Наконец Министерству культуры – которое, при всём прочем должно заботиться и о том, чтобы финансируемые им проекты были коммерчески успешны. В период кризиса, а в России он имеет место быть, последнее совсем немаловажно. Директор, режиссёр и коллектив театра достигли необходимого - спектакль состоялся.
Но искусство в сегодняшней России видимо совсем не нужно. Нашлись православные богоборцы, которые подали на спектакль в суд. Суд разобрался, взвесил все предлагаемые факты, учёл экспертизу мастеров сцены со всех краёв огромной страны, написавших письмо в защиту спектакля, и в иске отказал. То есть даже российский суд, известный "взвешенностью" своего правосудия, авторов оправдал, и спектакль не закрыл. Вот тут-то на авансцену вышел тот институт государства, который отвечает за дела в культуре. Указами Мединского – спектакль уничтожен, а с ним нанесён удар и по другим, чьё желание творить, экспериментировать на сцене получило наглядный урок опасности непослушания. Ссылки на институт Церкви не выдерживают сравнения. Далеко не все церковнослужители и чиновники однозначно против экспериментов в театре. Тем более что театр, как известно из истории, никогда церковью не приветствовался. Но это время везде в мире, давно стало страницами истории и сегодня и храм и театр, т.е. и религия и культура сосуществуют в параллельных мирах. Есть те, кто в театр в отличие от большинства чиновников страны, ходят не от случая к случаю, а регулярно, видимо испытывая в том душевную и духовную потребность. Сравнивать их количество с теми, кто регулярно ходит в храмы, не буду. Думаю, показательно, что всё чаще и чаще храмы становятся сценическими площадками.
Напомню, что Российская Федерация – страна светская по конституции. Церковь, любая (!), отлучена от Российского государства. В отличие от многих театров, которые являются государственными и, которые по логике государство должно поддерживать и защищать. Да, да, защищать, а не зачищать! Избавив страну от искусства, даже порой с его провокацией, власть уничтожит страну, так как именно творчество, безусловно подразумевающее свободу творчества, является одной из неотъемлемых ценностей государства. Недаром первые имена, которые приходят на ум при воспоминании о России, это далеко не всегда имена политиков. Естественней и важней имена деятелей культуры и искусства – Пушкина, Чайковского, Чехова, Малевича, Репина, Прокофьева, Пастернака, Шаляпина, Высоцкого, Плисецкой, Станиславского, Любимова. Список у каждого свой, предложение есть на любой вкус. Назовёшь любое из этих имен, и сразу понятно, о какой стране идёт речь.
Страшно. Теперь мы всё ближе к тому времени, когда страну ассоциируют только с политиками и пропагандистами. Увы, они теперь властители дум нашего общества. Они и их приспешники, бывшие деятели культуры, превратившиеся в халдеев с "голубого экрана", согнувшихся в позе "чего изволите". К чему всё это приведёт? – К тому, что уже происходит и нарастает как девятый вал. Список спектаклей и произведений неугодных церкви, а точнее мракобесам, пытающимся её приватизировать, растёт ежедневно. Шествия с хоругвями и скандированием далеко небожественных текстов у театров, памятников, выставочных залов, кинотеатров, становится общепринятым на улицах российских городов.
Более того, к подъездам театров – кидаются свинячьи головы с оскорбительными надписями. На площадях у театров ставятся унитазы, в которые спускаются, сжигаются, рвутся книги. Громятся выставки, запрещаются фильмы. Всё это происходит не в неизвестных местах. Унитаз с разорванными книгами красовался на Театральной площади в Москве между Детским, Большим и Малым театрами. Первая голова свиньи легла к подъезду самого известного и успешного в стране малого драматического театра – Театра Европы в С-Петербурге. Адресована она была Льву Додину – режиссёру, сегодня наиболее именитому среди российских режиссёров. Востребованному во многих театрах мира, как драматических, так и музыкальных, обладателю целого созвездия театральных премий, в том числе и "Золотой маски" за многие свои спектакли. В том числе и за "Жизнь и судьба" по В. Гроссману. Спектаклю – не извращающему смысл самого запрещённого в СССР романа, что сделал лихо слепленный телесериал С. Урсуляка, а именно сохраняющему бережно смыслы и слова автора. Для этого режиссёр и сам ездил, и актёров возил в Аушвиц и в Пермь-36. Но всё это было ещё не во времена Мединского. Тогда активный идеолог кремлёвских молодёжных организаций, мог заправлять только унитазами на театральной площади, к которым как тогда ещё депутат Государственной думы, он вполне мог иметь непосредственное отношение.
На днях свинячью голову прилюдно положили к дверям МХАТ им Чехова. Адресована она – Олегу Табакову. Да, тому, народному и любимому, пришедшему из "Современника", начинавшему в кино с ролей защитника аквариумных рыбок от мещанства в "Шумном дне" режиссёров А.Эфроса и Г.Натансона, и театра, и искусства от уничтожения в "Гори, гори моя звезда" А. Митты.
Что дальше? Думаю, возможно, повторить, как говорится в финалах "Гамлета" В. Шекспира и великого спектакля театра Моссовета с Ф. Раневской и Р. Пляттом "Дальше тишина" по пьесе В. Дельмара – именно – ДАЛЬШЕ ТИШИНА! Правда, можно ещё вспомнить кадры из бессмертного "Обыкновенного фашизма" М. Ромма – где представлена соответствующая тогдашнему режиму плеяда деятелей и академиков тамошней культуры в мундирах. Форма чужая, но смысл всё более и более близкий и понятный.
P.S. Не вправе советовать более именитым и умудрённым опытом и званиями коллегам, рискну предложить два сценария постановок. Первый – увы, Международный День Театра уже прошёл, но можно для министра сыграть на бис. В 19 – часов в театрах открывается занавес, а там свинячьи головы... Разумеется, зрителям всё объясняется. Второй вариант – церемония вручений "Золотой Маски" – главной национальной премии в области театра. Всем номинантам и жюри при входе в зал выдаются маски свиньи и все они, постепенно складываются на сцене, а призы демонстративно передаются "Тангейзеру" – наверняка не самому лучшему спектаклю, но оказавшемуся тем, который срывает маски – а это дорогого стоит в стране, где обществу давно пора проснуться. Можно придумать что-то ещё. Главное понять либо деятели культуры поймут, что на них лежит не меньшая ответственность за будущее страны, чем на политиках и что именно они должны либо являться властителями дум, либо вспомнить о судьбах Таирова, Михоэлса, Мейерхольда, Шаламова, Эйзенштейна, Тарковского и многих других. Очень не хочется говорить "Тангейзеру" – прощай, может быть всё-таки у нас объединившихся, хватит сил, мужества, совести сказать прощай министру и прочим деятелям без культуры.