В последнее время в российской печати все чаще стали появляться материалы посвящённые различным аспектам российско-азербайджанских отношений, причем с акцентом на мифическое общее советское прошлое, с употреблением таких определений, как "братский союз", которое меньше всего подходит для двух стран.
Подобная риторика, практически не употреблявшаяся по отношению к Азербайджану после распада СССР, на первый взгляд, вызывает удивление. Но с учетом того полуизолированного состояния, в котором оказалась путинская Россия, становится ясно, что усилия Кремля направлены в первую очередь на использование возможностей этой республики для решения своих не только экономических, но и политических задач.
Поводом для проазербайджанской пропаганды в России послужила и девальвация национальной валюты – маната, которая стала симптомом начавшегося финансово-экономического кризиса в Азербайджане. Становилось очевидным, что Москва ищет "товарищей по кризисному несчастью", причем, прежде всего, среди бывших советских республик. В целом все проявления финансово-экономического кризиса в Азербайджане схожи с российскими – сокращение валютных поступлений от экспорта углеводородов, обесценивание местной денежной единицы, трудности с формированием бюджета, секвестрование его расходной части, прежде всего за счет социальных программ, рост цен на товары и услуги, замораживание зарплат и других социальных выплат, инфляционные процессы и другие негативные последствия.
Появившиеся признаки экономического кризиса в Азербайджане, до "последнего" державшегося среди стран СНГ, привел в действие Кремль, который "под сурдину" кризисных явлений ищет возможности для склонения Азербайджана к совместным антикризисным действиям.
В Москве полагают, что противостояние с Западом по Украине наряду с санкциями и финансово-экономическим кризисом обернулось и открывшимися возможностями по распространению и усилению своего влияния на постсоветском пространстве – одно из главных целей политики Кремля на современном этапе. Особенно это касается бывших республик СССР, которые по различным причинам пока не охвачены Кремлем его евразийским интеграционным проектом – ЕАЭС.
Речь идет прежде всего об Азербайджане – нефтегазодобывающем государстве, которое в нулевые годы из-за благоприятной международной энергетической конъюнктуры, также как и Россия, смогла значительно улучшить свое финансово-экономическое положение и начало позиционировать себя как самостоятельного игрока на мировом рынке нефти и, особенно, природного газа.
Появившиеся в связи с экономическими успехами определенные амбиции Азербайджана и его президента И.Алиева Москве удавалось сдерживать нерешенностью карабахской проблемы и таким образом сохранять эту страну в орбите своего влияния. Этому способствовали и сами азербайджанские власти и лояльные к ним политические круги, которые как мантру повторяли мысль о том, что ключ от решения карабахской проблемы лежит в Москве. При этом, И.Алиеву удавалось искусно изображать, что он проводит сбалансированную и равноудаленную политику между Западом и Россией.
Такой статус-кво до последнего времени устраивал почти всех: Алиев бравировал своей экономической и политической "самостоятельностью", попугивая регулярно соседнюю Армению; Запад, прежде всего США, оказывал давление на Баку своим избитым орудием нарушения свобод и прав человека; Москва же с "карабахским ключом" в кармане терпеливо ждала и с определенного момента стала завлекать Баку в ЕАЭС "пряником" решения этой острой проблемы.
Целесообразно напомнить о том, что к удовольствию Москвы Азербайджан не поддержал политическое и экономическое давление Евросоюза и США на Россию из-за Украины. В частности, азербайджанская делегация в ПАСЕ проголосовала против резолюции, осуждающей агрессию России в отношении Украины. В условиях продуктового эмбарго, объявленного Кремлем против стран ЕС Азербайджан выразил готовность поставлять в Россию отдельные виды сельхозпродукции продукции и пищевой промышленности.
Подобные действия азербайджанского руководства не остались незамеченными Кремлем. Вслед за благодарностью, выраженной спикером Госдумы РФ С.Нарышкиным за азербайджанскую позицию в ПАСЕ В.Путин своим указом удостоил спикера Милли меджлиса (парламента) Азербайджана О.Асадова и помощника президента Азербайджана А.Гасанова орденами "Дружбы".
Взаимные реверансы Москвы и Баку можно расценивать несомненно как результат азербайджано-российского сближения за последние годы, которое охватывает все больше и больше сфер и областей взаимодействия. Свидетельством этому может служить недавний визит в Баку помощника президента РФ, вице-президента Национального олимпийского комитета России И.Левитина, который был принят И.Алиевым. Как передает сайт президента Азербайджана, Левитин сообщил, что российская делегация будет представлена на Европейских играх 300 спортсменами, что вызвало удовлетворение И.Алиева.
Следует отметить тот факт, что, по мнению местных оппозиционных деятелей, последние события в азербайджано-российских отношениях являются показателем того, что Баку еще больше отворачивается от Запада и сближается с Россией. В этой связи возникает закономерный вопрос: насколько далеко зайдет конъюнктурная дружба "кризисными домами" между Москвой и Баку и сможет ли Кремль довести Баку, с его "болевыми точками", до вожделенного членства в ЕАЭС?
Ответ на этот вопрос в немалой степени будет зависеть прежде всего от Запада, в первую очередь США, который своей примитивной политикой все большего давления на И.Алиева толкает Азербайджан в объятия России.