История в своей лаборатории (которой является весь наш мир) иногда ставит опыты дивной чистоты. Масштабные, исторические эксперименты, в которых задействованы не отдельные люди, а целые страны! И разрешает дилемму, которую человечество само, возможно, так бы и не разрешило.
Самый наглядный и показательный тому пример — история после Второй мировой войны двух стран: Германии и Кореи. Каждая из них была разделена на две части: Германия на ФРГ и ГДР, Корея — на Южную Корею и КНДР. В каждой стране был разделен один и тот же народ, с одним менталитетом, с одним и тем же историческим опытом.
Что получилось? — В буквальном смысле "два мира — два Шапиро". Как жили люди в ФРГ и ГДР у всех на памяти, как живут люди в Южной и Северной частях Кореи — мы до сих пор можем видеть.
После этого эксперимента Истории-Матушки уже как-то неловко и вести дискуссию на тему, какая из двух систем — капиталистическая или социалистическая — выиграла соцсоревнование. Или капсоревнование? Нет, конечно, историческое соревнование. Если кому-то охота — пусть спорят, мне это представляется такой же пустой тратой времени, как сегодня, спустя почти год после начала российской агрессии против Украины, вести полемику с человеком, утверждающим, что на украинскую территорию не ступала нога российского солдата.
Игорь Иртеньев остроумно, как и положено сатирику, подметил, что "требования предъявить доказательства подобны тому, как если бы беременная женщина настаивала на признании себя девственницей. А от возражающих требовала бы доказательств обратного.
— Докажите! — кричит она, напирая огромным животом. — Кто видел?! Кто свечку держал?
И мы, безумные, кричим: "Докажите!" в перерывах между похоронами своих погибших в Украине солдат".
Я не случайно вспомнил украинскую авантюру Путина.
В последнее время у отечественных поклонников немецкого фюрера очень популярной стала версия, гласящая, что если бы не холокост, то Гитлер остался бы в истории Германии великим политиком, поднявшим страну с колен, вернувшим Германии ее исконные земли.
Прикремленный и прикормленный политолог Андраник Мигранян в газете "Известия" договорился до того, что Гитлер до 1939 года таки был великим человеком: "Нужно отличать Гитлера до 1939 года и Гитлера после 1939 года и отделять мух от котлет. Дело в том, что пока Гитлер занимался собиранием земель, и если бы он был бы славен только тем, что без единой капли крови объединил Германию с Австрией, Судеты с Германией, Мемель с Германией, фактически завершив то, что не удалось Бисмарку, и если Гитлер бы остановился на этом, то остался бы в истории своей страны политиком высочайшего класса".
Понятно, что здесь мы имеем дело не столько с апологетикой немецкому фюреру, сколько с пропагандистским обеспечением политики фюрера российского, с чьих рук, собственно, и кормятся такие политологи — статья была опубликована в апреле прошлого года, после аннексии Крыма и накануне нападения на Восток Украины. И вы знаете, если до этой статьи всякие аналогии между нацистской Германией и путинской Россией вызывали скандалы, то после известинской публикации я не припомню ни одного скандала по этому поводу, хотя эти параллели проводили уже все, кому не лень (да и как было не проводить, когда Путин словно по кальке повторял действия Гитлера!). Кажется, мысль остаться в истории этаким фюрером образца до 1939 года очень импонирует кремлевскому начальнику.
Помните детскую задачку? — Два одинаковых с вида рисунка, и надо найти 10 различий. Еще год назад, до украинской кампании (до 1939 года, если оставаться в рамках параллели с вождем Третьего рейха), я, наверное, нашел бы 10 различий между политикой Гитлера и Путина. Сегодня я вижу только одно отличие — отсутствие в путинской политике Холокоста. Других отличий нет.
Судите сами. Во внутренней политике это подъем, как они думали, своих стран с колен, решение проблемы безработицы, своевременная выплата зарплат, социальные выплаты; забота о досуге населения, промывка мозгов пропагандой и т.д. Во внешней политике — это воссоздание Немецкого/Русского мира, аннексия якобы исторически немецких/русских территорий, потом просто агрессия против всего, что плохо лежит.
Все сходится, кроме Холокоста. Пока.
Думается, это различие между Путиным и Гитлером сохранится, и тогда это будет очередной эксперимент Матушки-Истории.
Без Холокоста, говорите, Гитлер остался бы в истории великим человеком? — Вот мы и проверим это по Путину. Подождем результат, посмотрим, останется ли он в истории великим, а ведь он явно жаждет в таком качестве попасть на страницы школьных учебников.
Мир, в принципе, уже все про Путина понимает, вопрос "Who is Mr. Putin?" давно снят с повестки дня, но мы посмотрим, кем останется Путин в глазах самих россиян — разумеется, после его ухода с галер.
Впрочем, место в учебнике истории он в любом случае себе обеспечил — как один из величайших злодеев мира.